Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 120 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

November 18
Mo Tu We Th Fr Sa Su
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Вот и снова наступила знаменательная дата в истории нашего народа, которая объединяет миллионы людей по всему миру, несмотря на их национальную, конфессиональную принадлежность и территориальные границы. День великой Победы – 9 мая является праздником для большинства человечества, символизирующий собою единение народов и победы человеческой цивилизации над античеловечным режимом, установленным в тот период нацистами в фашисткой Германии.


Особенно трепетно к этой дате относятся в нашей стране, так как нет в России и бывшем Советском союзе ни одной семьи, в которой не был бы свой герой, сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны. День Победы над фашизмом, ежегодно отмечаемый в нашей стране, является не столько днем памяти светлого подвига советского воина, сколько днем воздаяния почестей наши дедам и отцам, которые завоевали нам и нашим детям мирное будущее.

 Был период, когда в нашей стране стали забывать имена героев Великой Отечественной войны, когда подрастающее поколение в погоне за западными - чуждыми нам ценностями, стали воздавать почести ложным героям. В те времена я со слезами на глазах слушал песни из кинофильма «Офицеры», где пелось: «О героях былых времен не осталось порой имен…», видя, как память героев Великой Отечественной войны придаётся забвению. 

Однако, по милости Господа Миров, все эти времена канули в лету, после тяжёлых десятилетий переходного периода от советской системы к современной демократической России, мы вновь возродились не только экономически, но и духовно. Вновь с телеэкранов на нас смотря наши молодые отцы и деды. В экранизированных произведениях про Великую Отечественную войну, вновь по нашим улицам маршируют военные и гражданские, участвуя в акции «Бессмертный полк», неся в руках портреты героев славной Победы. Тысячи и тысячи имен героев былых времен из потерянных архивов, вновь обнаружены и внесены в списки павших героев. Все это делается усилиями, как государственных структур, так и поисковых отрядов, руководимых патриотами энтузиастами.

Несмотря на то, что ряд западных государств пытаются пересмотреть итоги Второй мировой войны, и дезавуировать заслуги нашей страны в победе над фашисткой Германией, и несмотря на то, что они находят своих тайных и явных сторонников в этом деле и в нашей стране, всё-таки справедливость берет вверх. Все больше и больше выходит правдивых фильмов и печатных материалов о Великой Победе. Недавно смотрел исторический художественный фильм «Двадцать восемь панфиловцев», посвящённый героизму защитников нашей столицы - города Москвы в 1941 года. Прекрасная картина, смотреть которую без восхищения, гордости и слез просто невозможно. И это не слезы горечи от потерь, а слезы восхищения подвигов наших отцов и дедов, слезы о том, что с каждым днем наших ветеранов становится все меньше и меньше. 

Сегодня задача потомков этих славных героев заключается в том, чтобы не позволить злопыхателям предать забвению память наших легендарных предков. Ежегодно Общественная палата Чеченской Республики, государственные и неправительственные организации страны участвуют в различного рода акциях и мероприятиях, посвящённых Дню Победы над фашизмом, а также в проектах по восстановлению памяти наших легендарных предков. 8 марта из города Грозный стартует автопробег под лозунгом «От героя к герою», который начавшись в Грозном, доложен завершится в городе героев в Волгограде. Участниками проекта являются: представители Общественной палаты Чеченской Республики, Чеченской Региональной организации ветеранов Афганистана локальных войн и военных конфликтов, Чеченского отделения Общества развития русского исторического просвещения "Двуглавый Орел», Чеченского отделения Межрегионального Казачьего Центра по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Начав свой старт с мемориального комплекса Аллея Славы имени героя России А.А. Кадырова в Грозном, участники автопробега намерены посетить мемориальный комплекс Мамаев курган в Волгограде и принять участие в открытии мемориала воинам афганцам, приуроченного ко Дню Победы над фашисткой Германией 1945 года.


Ислам Сайдаев

Всему миру известно о трехстах спартанцев, спасших Грецию от порабощения персидской империей, легенда о которых передается из поколения в поколение. О подвигах трехсот спартанцев снят ни один фильм, последний из которых превзошел все прежние экранизации. 
Всему Кавказу известно о подвиге трехсот арагвинцев, легенды и сказании о героизме которых передают из поколения в поколение в грузинском народе. Эти герои положили свои жизни, спасая Грузию от нашествия Ага Магоммет-хана Каджара.
Чечня и Дагестан прослышаны о героизме Байсангура Беноевского и трехстах его воинов Имама, которым удалось вырваться вместе с Байсангуром из Гунибского котла и продолжить сопротивление Царизму.

 


Но не знают в мире, и не знают на Кавказе, а также не известно в Чечне о подвиге трехсот терлоевских воинов, тайной любви первопредка т1ерлоевского рода Бериг-Бечи, которые спасли Царицу Тамару от пленения.
В очередной нашей поездке в Т1ерлой мохк, которая состоялась в середине апреля 2018 года, мне удалось встретиться со старшим братом Ибрагима Базаева – Хожей Базаевым, который был старше по возрасту, и соответственно, больше знал о родном крае, так как безвылазно прожил здесь всю свою сознательную жизнь. 
Рассказывая о местных обычаях и легендах, Хожа Базаев рассказал мне одну удивительную историю, которую он слышал от своих отцов и дедов, и которую из уст в уста передавали многие поколения т1ерлоевцев.
Предки т1ерлоевцев рассказывают, что первопредком т1ерлоевского рода был некий Бериг-Бечи, который поселился на входе в современное т1ерлоевское ущелье, на высоте где сейчас стоят три разрушенные башни под названием Тирд бов.
Отсюда его дети и родственники расселились по всему ущелью. Говорят, Бериг-Бечи был знаменитым воином и полководцем, который пришел сюда вместе со своим родом, то ли с Ближнего Востока (Шама), то ли из какой-то другой соседней страны. 
Жил Бериг-Бечи в эпоху Царицы Тамары. Его собственное имя было Бечи, а Бериг были имя его отца, но так как у чеченцев принято называть имя отца при знакомстве, то за ним так и закрепилось это двойное имя – Бериг-Бечи.
Однажды прослыхал Бериг – Бечи, что царица Грузии Тамара осталась без мужа и она снова хочет выйти замуж и ищет достойного мужа, чтобы тот правился в Грузию вместе с нею. 

 


Бериг – Бечи долго размышлял и решил все же попытать завоевать сердце прекрасной Грузинской Царицы и собрав своих лучших воинов в количестве 300 чеченцев отправился в Грузию для того, чтобы завоевать сердце грузинской Царицы Тамары.
Однако, приехав ко дворцу он обнаружил, что Тамара уже вышла замуж за осетинского правителя Сослана, и не говоря об истинной цели своего визита, пожелав счастья и благословения царской чете, Бериг-Бечи удалился, пообещав в нужные минуты прийти на помощь Царице, если на то будет необходимость.
Неизвестно сколько времени он провел в гостях у прекрасной грузинской правительницы, но возвращаясь домой, вступив на территорию своих предков, Бериг-Бечи и его трехсот сабельный отряд достигла весть, что некий правитель соседней страны выслал целую армию, дабы помешать браку Тамары с Сосланом и забрать Тамару и грузинский престол силой.
Недолго думая, Бериг-Бечи развернул свой отряд из 300-сот всадников и, достигнув пределы Грузии, встретился с целым войском противника, насчитывавшим несколько тысяч человек и разбил эту армию.
Ничего не требуя за свой подвиг, Бериг-Бечи вернулся в Т1ерлоевское ущелье и прожил там до самой своей смерти, в тайне храня в своем сердце любовь к прекрасной грузинской царице.
Услышав эту историю, я, конечно же, обратился к историческим источникам, дабы узнать упоминается ли что-нибудь подобное в анналах грузинской или российской истории.

 


Обнаруженная мною информация позволяет думать, что история Бериг-Бечи – это не просто красивая легенда, а факт, который мог иметь место в истории взаимоотношений чеченцев и грузин.
Вот что мне удалось обнаружить.
Царица Тамара (1166—1213), правнучка великого грузинского правителя Давида Строителя, взошла на трон 1178 году в качестве соправительницы своего отца.
Это произошло сразу после мятежа клана Орбелиани, когда у царя не было наследника, и обстановка в стране была нестабильной. После смерти царя, Тамара была повторно коронована в Гелатском монастыре 1184 г. (см. Царица Тамар, https://ru.wikipedia.org/wiki/)


Георгий III, женатый на осетинской царевне Бурдухан, не имел сыновей — только двух дочерей, старшей из которых и была Тамара.
В честь рождения девочки отец приказал построить храм Рождества Богородицы. Ей дали прекрасное образование — согласно официальной версии занималась воспитанием царевны ее тетя Русудан. В самом юном возрасте отец сделал царевну своей соправительницей, справедливо полагая, что так будет надежнее. Недовольных жестким правлением царя и тем, что он захватил трон племянника, хватало и после подавления мятежа. Так что через год после подавления восстания, в 1178-м, Тамара взошла на трон.
В 1184 году Георгий умер. Оставшись одна без твердой опоры, она решила найти надёжного помощника для управления страной в лице мужа, так как часть грузинской знати не была довольна водворением на престол женщины, да еще с таких юных лет.
Первым ее супругом стал сын владимирского князя Андрея Боголюбского Юрий. Выбор на его кандидатуру пал чисто с прагматических соображений. Во-первых, он был христианином, во-вторых, не имел в Грузии родственников и сторонников, значит, станет подчиняться тем, кто его возвысил. Свадьба Царицы Тамара и Юрия состоялась в 1185 году.
Однако этому браку не суждено было продлиться долго. В личной жизни Юрий проявил себя как человек весьма грубый и заносчивый, склонный к развлечению и выпивке. По этой причине, дождавшись необходимого момента, оттеснила Юрия от власти, отправив его в ссылку в Константинополь. В 1187 году Царица Тамара стала настоящей правительницей страны.
После развода с Юрием Царица Грузии вышла замуж за осетинского царевича Давида Сослана. Они поженились в 1188 году в Дидубийской церкви Рождества Богородицы, той самой, которую отец Тамары построил в честь ее рождения.
История не сохранила для нас портрет Давида Сослана. Его описывали как человека образованного, красавца богатырского телосложения, отважного воина и мудрого полководца, любящего мужа и отца. Если даже в этих описаниях есть преувеличение, то небольшое.
Вряд ли Тамара смогла бы полюбить человека, не обладавшего несомненными достоинствами. Тем более, что военные победы Давида принесли ему заслуженную славу. Это он в 1191 году разбил войско вернувшегося из Константинополя Юрия, желавшего вернуть себе трон и жену. Когда некоторые историки пишут о том, что мятежников усмирила сама Тамара, верится с трудом. Как раз в 1191 году она родила сына Георгия, будущего грузинского царя Георгия IV. Затем Давид Сослан разбил правителя Азербайджана Абу Бекра, потом — румского султана Рукн-ад-Дина.
(Алиса Бецкая «Коронная красавица и воин. Семейная жизнь царицы Тамары и Давида сослана восхищала современников и потомков» https://happysvadba.ru/history/3821.html)
В этой биографии из жизни царицы Грузии Тамар интересен факт, разгрома в 1191 году войск вернувшегося из Константинополя Юрия, желавшего вернуть себе трон и жену. Возможно, именно с этой армией наемников пришлось столкнуться тремстам чеченских героев и т1ерлоя, возможно, это были кто-то из персидских правителей ,который так же хотел заполучить прекрасную царицу и не менее прекрасную Грузию в свой «гарем». 
Может быть все это только легенды и домыслы, придуманные влюблёнными поэтами и сказителями, дабы подчеркнуть отношения между народами и правителями Кавказа. Аллаху об этом известно лучше! Однозначно, утверждать можно лишь то, что история любви чеченского героя к грузинской царицы достойна,  чтобы она обрастала легендами. 

Ислам Сайдаев
Апрель 2018 г.
(записано 15 апреля 2018 г. со слов Хожи Базаева, терлоевское ущелье с. Къеричу).

 

25 апреля отмечается День чеченского языка. В преддверии этого праздника корреспондент ИА «Грозный-информ» пообщалась с главным редактором республиканской общественно-политической газеты «Даймохк» Бувайсаром Шамильевичем Шамсудиновым, который любезно ответил на наши вопросы. 

Бувайсар Шамильевич, вы много лет возглавляете издание, которое выходит в свет на чеченском языке. Расскажите о роли чеченского языка в нашем обществе?

- Сегодня весь мир, любое государство имеет свою государственную атрибутику (герб, флаг, гимн), Конституцию. И здесь очень важен такой элемент как государственный язык. В данном случае - это чеченский язык. Мы знаем, как наше руководство понимает насколько значимо для народа развитие чеченского языка, культуры, традиций и обычаев. Глава Чеченской Республики Р.А. Кадыров издал указ о Дне чеченского языка, потому что он как никто знает о значимости чеченского языка в нашем обществе. Чеченский язык - это наша идентичность как нации.

Как Вы думаете, каким образом мы сможем сохранить нашу самобытность?

- Наша самобытность заключается в нашей многовековой культуре, сохранении, развитии и популяризации чеченского языка и письменности.

Много ли у газеты «Даймохк» подписчиков?

- После прошедших военных действий, когда шло формирование всех органов государственной власти, началось и возрождение культуры, были реанимированы СМИ региона. Общественно-политическая газета «Даймохк» начала выходить в свет тиражом до трех тысяч экземпляров. В настоящее время газета имеет около 3000 подписчиков. Пользуясь случаем, хочу отметить, что наши соотечественники, живущие за рубежом, к примеру, в Иордании, постоянно благодарят нас за нашу работу в направлении развития и популяризации чеченского языка и письменности. Мы плодотворно общаемся с нашими соотечественниками и оказываем им консультативную и иную помощь в совершенствовании чеченского языка.

В настоящее время сформировался молодой состав коллектива газеты, который делает все возможное для популяризации чеченского языка и письменности.

В мировой истории широко освещены и известны события, связанные с проникновением Российской Империи в переделы Кавказа. Преданы перу и записаны в анналах истории почти каждые боевые стычки и конфликты, которые складывались у горцев с русским корпусом, с казаками и другими защитниками интересов Российского государства на Кавказе. Однако, мало кому известны страницы истории взаимоотношений горцев с Россией, которые свидетельствуют о дружбе, преданности и взаимоуважения царизма к горцам. Эти факты почему-то принято замалчивать или не афишировать в российской историографии. 

Чтобы пополнить этот пробел в нашей отечественной истории, выявить и предать гласности некоторые мало освещаемые или вовсе не известные факты нашего прошлого инициирован этнокультурный проект «ЗОВ ПРЕДКОВ».

А началась эта история следующим образом.

Несколько лет тому назад, в силу своей общественно-политической деятельности пришлось пересечься с доколе мне неизвестным общественником Сайпуддином Гучиговым, который представился как руководитель НКО «НАШ ДОМ – ГОРОД ГРОЗНЫЙ». Не могу сегодня точно сказать, была ли встреча к моей удачи или к несчастью, это покажет будущее. Однако, я узнал от него много интересного о нашей истории и языке, но это были не общеизвестные истины, а как говорится, «предания старины глубокой», рассказы и мифы, передаваемые горцами от поколения к поколению, от отца к сыну и т.д.

В одной из наших поездок в горы, куда мы направились с нашими уважаемыми гостями с соседних регионов, для ознакомления их с прекрасами наших гор и ущелий, мы проезжали через селение Нихалой, по направлению к селению Итум-Кали, не доезжая до арки, стилизованной под чеченские башни, с правой стороны лежит небольшой мостик, наличие которого выдают лишь два ряда сложенных камней по его границам, вместо перил, указывая на который вдруг Сайпуддин заявил: «А это мост, построенный в честь приезда в Чечню Александра цесаревича, позже известного как царь Александр II».

Сначала я было подумал, что Сайпуддин пошутил, так как множество раз проезжал мимо этого моста, не придавая ему ровным счетом никакого значения. Да и не только я, судя по тому, что здесь нет никакой памятной доски, говорящем о том, что по этому мосту проезжал будущий российскийимператор.  Я его спросил на сколько его заявление достоверно.

 «А как же, доподлинно известно, что цесаревич Александр несколько раз бывал в Чечне, сначала будучи наследником престола, а позже уже будучи и императором», - ответил мне Сайпуддин, ничуть не смутившись моего вопроса.

«Ну я что-то слышал о дружбе чеченцев с царями, и о том, что они посещали царский курорт в с. Горячеводском, который расположен прямо   рядом с нашим родовым селением Толстой-Юрт, но что, кто-то из Романовых проникал так далеко в горы, признаться, я слышу впервые»,- ответил я.

«Как же, не проникал!?», - не унимался Сайпуддин, уже решивший по своей манере общения затеять со мною спор на эту тему.

«Как раз справа по направлению от моста по сопке лежала старая дорога, по которой горцы нашего рода тумсой поднимались в родовые земли. Я помню, как мои старики рассказывали, что цесаревич Александр стоял вот на том утесе над мостом и смотрел вниз в глубокое ущелье, говорят, после этого он приказал построить мост в дар чеченскому народу», - начал свой рассказ Сайпуддин, указывая в направлении гор.

 «Это уже интересно, и я думаю, не только для меня, эти факты проливают новый свет на отношения горцев с царизмом и особенно в отношении царизма к горцам», - заинтригованно начал я развивать тему.

«А есть еще какие-то свидетельства или очевидцы того, что здесь был цесаревич и что именно он приказал построить этот мост?», - спросил я Сайпуддина.

 «Да! Я ни раз это слышал от разных людей старшего поколения, которые жили в этих горах. Здесь есть наш родственник, которому мы можем заехать и пообщаться на эту тему. Я думаю, он сможет подтвердить сказанное мною», - ответил Сайпуддин и мы решили заехать к этому человеку по пути обратно.

К сожалению, на обратном пути мы не застали этого местного жителя у себя дома, но договорились с ним по телефону приехать через некоторое время к нему в гости, чтобы записать эту информацию.

Второе наше путешествие к мосту, с целью сбора информации, состоялось примерно через неделю, и мы встретились с местным жителем селения Нихалой Дени Ижаевым, который подтвердил нам сказанное Сайпуддином Гучиговым, о чем нами были сделаны соответствующие видео и письменные свидетельства.

Всю дорогу до Грозного я обсуждал эту тему с Сайпуддином, и уже на второй день после поездки стал искать подтверждения к сказанному им в печатных источниках и публикациях, в интернет сети, и стал названивать моим товарищам историкам из Грозного и Москвы. Надо сказать, что нашел много интересного из того периода, связанного с пребыванием не только Александра Николаевича, но некоторых других царских особ на Кавказ, и в частности, в Чеченскую Республику того времени.

Исторические источники свидетельствуют о том, что представители рода Романовых не раз посещали чеченские горы.

В статье «Царские путешествия на Кавказ», опубликованной в интернет версии журнала «Родина», рассказывается, что несколько раз правящие государи и члены царствующей фамилии посещали Кавказ. Целями этих поездок были как демонстрация высочайшей заботы о провинциях Империи, так и приобретения новых знаний и впечатлений об управляемом ими государстве. И так перечислим некоторые даты и события из известных нам источников.

Зарема Ибрагимова, в своем исследовании данной темы: «Российские императоры и кавказские горцы-диалоги и сотрудничество», отмечает следующее:

«Российские императоры с членами своих семей регулярно посещали Кавказ. Эти путешествия царствующих особ крайне скудно освещены в исторической литературе, хотя архивных источников сохранилось довольно много. Еще меньше историки пишут о пребывании в качестве делегатов на торжественных приемах в столице Российской империи представителей коренных жителей Кавказа. О непосредственных встречах российских императоров с чеченцами сведений в исторической литературе практически нет, никогда эта тема не являлась предметом специального исследования учёных. Сохранились лишь отдельные архивные документы, свидетельствующие о довольно ярких, запоминающихся встречах императоров с чеченцами в разные годы, вовремя и после завершения Кавказской войны, как на военной периферии, так и в столице империи, на личных приемах у императора»[1].

Первым Северокавказский регион Российской Империи посетил Николай I, (отец Александра II), проехавший по региону в 1837 г., в разгар Кавказской войны. Который был настроен весьма решительно с целю положить конец нерадивому управлению регионом, на развитие которого было затрачены огромные средства из царской казны. Во время путешествия его ждало не мало опасностей, так как времена тогда были смутные, горцы объединились вокруг Имама Шамиля и вели войну против Российской Империи. Поэтому Николая Павловича во Владикавказе убеждали не рисковать, общаясь с местным населением. "Все это вздор!", - ответил царь и на следующий день бесстрашно ступил в толпу из трехсот горских депутатов, представителей "племен левого фланга". Он велел им распространить всюду его приказ прекратить грабительские набеги на казачьи станицы. Затем император подошел к стоявшим отдельно вайнахам-карабулакцам, выбрал из них великана свирепого вида с длинным кинжалом, положил руку ему на плечо и сказал переводчику: "Передайте этому народу, что они дурно себя ведут, и чтобы они, пока продолжается мое благоволение к ним, постарались как можно скорее исправиться". Старший карабулак робко сказал, что они боятся возможного принуждения к перемене веры. Николай показал на свой горский конвой: "У меня все веры терпимы, и вот ваши дети могут передать вам, что и у них в Петербурге есть мулла». Посетив регион Николай I, остался доволен своими караулом, который состоял из верноподданных Российской Империи, в том числе состоявшие из турок, армян и горцев Кавказа, которые впоследствии были награждены отдельно отчеканенными медалями.

Царь был настолько доволен своим караулом, что после возвращении в столицу император издал указ, который обязывал кавказское командование присылать каждые два года в Лейб-гвардии Кавказский полуэскадрон, созданный за десять лет до того, по 12 человек из знатных горских фамилий. Николай I решил, что люди, проявившие беспредельную преданность в рискованной обстановке, будут столь же надежны и на гвардейской службе.

Он также распорядился принять на учебу в Дворянский полк горских юношей. Им предстояло оказаться в чужих краях, в окружении "неверных" сверстников. Начальник III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии граф А.Х. Бенкендорф составил инструкцию для персонала этого военно-учебного заведения и для русских кадетов. Они должны были кавказцам-мусульманам "не давать свинины и ветчины, строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними... Телесным наказаниям (горцев. - В.Т.) не подвергать, вообще наказывать только при посредстве прапорщика Туганова, которому лучше известно, с каким народом как обходиться". Тем не менее почти никто из кабардинской и балкарской знати не согласился отправлять сыновей учиться в Петербург. Горские аристократы опасались, что их отпрыски вдали от дома забудут родной язык и обычаи. Но чтобы начальство не усмотрело в таком отказе бойкота правительственной политики, было решено послать в обучение детей второстепенных дворян-узденей. [2]

Как свидетельствуют источники, в первый раз Цесаревич Александр Николаевич, облаченный в горскую форму - черкеску прибыл в Грозной из Ставрополя в 1850 г, чтобы после этого через Ингушетию и Осетию, направиться по Военно-Грузинской дороге в г. Тифлис.

         Александр II, старший сын Николая I, посетил Кавказ несколько раз - в 1850 году, когда был еще наследником престола, и в 1861, 1871 годах – уже, будучи императором. К приезду царя местные власти старались не ударить «в грязь лицом» и очень тщательно готовились. В высокогорной Чечне колесных дорог после завершения войны не было, но для проезда императора в 1870 году была проложена дорога на Ботлих (из Терской области в Дагестанскую область), что в значительной степени в дальнейшем улучшило экономическое положение местных жителей, так как повысило уровень торговых связей Чечни с Дагестаном и Грузией. Чеченцы стали называть эту дорогу «Царской». «Царская» дорога спускалась с Керкетского перевала (6 993м.), на котором была установлена каменная пирамида в память посещения императором Александром II Кавказа, проехавшего здесь в 1871 году.

После завершения крестьянской реформы в 1871 году Александр II в сопровождении двух сыновей: наследника цесаревича Александра Александровича (в будущем - императора Александра III) и великого князя Владимира Александровича отправился на Кавказ, чтобы ознакомиться со сложившейся там обстановкой. Монарх посещает Петровск (ныне - Махачкала), Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), последний оплот Шамиля - аул Гуниб. Царь объехал также Чеченскую равнину, был в столице Терской области - Владикавказе, а также посетил Поти, Кутаиси, Тифлис. Александр II путешествовал в сопровождении цесаревича, великой княгини и своего брата Михаила Николаевича – наместника на Кавказе. Александра II, как и его отца Николая I в свое время, сопровождал в путешествии большой конвой конных горцев из местных почетных фамилий. По примеру своего покойного отца, император тоже приехал на Кавказ не с пустыми руками. По его личному распоряжению, на Санкт-Петербургском монетном дворе было изготовлено в два приема (1500 и 1800 штук) 3300 медалей. В качестве награды он вручал их сопровождавшим его чинам почетного конвоя, высоким местным чиновникам и представителям различных групп депутатов, посещавших его. Медали были изготовлены из серебра. Носили медаль «Кавказ-1871» на груди, на ленте ордена святой Анны. Также в честь на Кавказ императора местная администрация подготовила списки чеченцев, которым были вручены медали «За усердие». В круг этих лиц входили как простые жители чеченских аулов, например, наград удостоились Дударка Хайдаев, Чангарой Улюхаев, так и военные из Терской постоянной милиции, а также служащие: словесные переводчики народного суда и письмоводители при наибах.

Во время поездки императора по Терской области ему подавались прошения от разных сословий, в том числе и от горцев. Для разбора жалоб была создана специальная комиссия, на каждое прошение давался обстоятельный ответ. В некоторых случаях император лично накладывал свою резолюцию. В 1871 году горцами, состоящими в ведомстве военно-народного управления Дагестанской области на высочайшее имя, было подано прошение. Жители приграничного района Дагестанской области хотели оставить исключительно в их пользовании Андийские высоты, которыми пользовались в то время ичкеринцы (чеченцы). Спор об этих горах возник еще в 1861 году, журнальным постановлением Особой комиссии, утвержденной в 1868 году императорским высочеством эти горы были признаны казенными. Главнокомандующий Кавказской армией на прошении вывел свою резолюцию: «Полагал бы отказать», и чеченцы продолжили пользоваться спорной территорией.

Приезд императора на Кавказ служил поводом для местных жителей не только обращаться с просьбами, но и легализовать свои традиционные институты народного самоуправления. После крушения имамата делались попытки оживить старые народные обычаи вайнахов. Вновь был поднят авторитет старейшин, шейхов, мулл и алимов. Мехк-кхел, или диван, как его стали называть вайнахи в период войны, собирался подпольно. Только в 1879 году он собрался открыто в Чаберлоевском обществе. Это заседание Мехккхела посвящалось приезду Александра II на Кавказ. Его приезд был использован как повод, чтобы легализовать традиционную вайнахскую общественную структуру. [3]

«По-настоящему рискованная ситуация сложилась во время посещения Кавказа цесаревичем Александром Николаевичем осенью 1850 г. Будущий великий реформатор проезжал через окрестности чеченского аула Урус-Мартан под охраной верных казаков. Вдали показались всадники в узнаваемых нарядах. Прокатился крик: "Чеченцы!" 32 летний Александр поскакал в ту сторону, и вся свита устремилась за ним. Даже тогдашний кавказский наместник князь М.С. Воронцов, которого по причине преклонного возраста и слабого здоровья везли в экипаже, испугавшись ответственности, взобрался на коня и бросился за цесаревичем. Казаки с победными криками и с шашками наголо летели в атаку, две полевые пушки из обоза развернули в сторону неприятеля и выстрелили картечью. Чеченцы не ожидали такого напора и ускакали прочь, оставив одного убитого и нескольких лошадей. Михаил Воронцов, возносивший молитвы за то, чтобы с наследником престола ничего не случилось, представил Александра Николаевича к ордену Св. Георгия.

Выяснять отношения с народами Кавказа Александру II пришлось в 1861 г. В то время уже закончилась война в Чечне и Дагестане, но продолжались бои на северо-западе региона, в землях адыгов (черкесов). В головах генералов и чиновников созрел план выселения непокорных туземцев в Османскую империю. Уже на границе Кавказского наместничества, в Тамани, императора встретила депутация из пятисот адыгов. При приближении его все они сложили оружие на землю, поклонились, а их старейшина обратился с прошением: его соплеменники будут самыми лучшими и верными подданными, станут строить дороги и крепости для русских войск, лишь бы остаться на родине. Александр пообещал сделать для этого все возможное, и адыги с радостными восклицаниями двинулись всей толпой провожать его.

Вторично Александра II прибыл на Северный Кавказ в 1871 году в сопровождении казаков, русской милиция и кабардинских князей с узденями. Проезжая через территорию Чечни, Александр наблюдал, как "громадная толпа чеченцев" лихо джигитовала по пути его следования. Более тысячи их составили царский конвой в Терской области11. Никакого негативного настроя император не почувствовал. Его недоступная сакральная персона, как и образ всякого государя, вселяла в горцев суеверное уважение. В день его прибытия в чеченский аул Ведено 14 сентября 1871 г. в семье одного местного жителя родились близнецы. Под впечатлением знаменательного события отец дал им имена Александр и Михаил…»[4]

В честь приезда в Чечню АлександраII, в 1861 году, в Грозном были установлены Александровские ворота («Красные ворота»). В честь Императорам АлександраII была названа улица и площадь в г. Грозном.В 1920 году ее переименовали в улицу Первомайскую, а уже в 1932 из-за строящейся трамвайной линии «Красные» или Александровские ворота снесли. Ныне эта улица называется ул. им. Али Митаева. [5]

Таким образом поработав с историческими материалами, я обнаружил множество свидетельств того, что царская династия Романовых не только периодически посещала Чечню, но и проводила некоторые строительные работы.  На ряду с фортификационными сооружениями, служившими для обороны крепости Грозной, строились еще и мосты, и дороги, для облегчения сообщения горцев с новой администрацией. Прошло более века после этих событий, но сегодня мы видим, как Федеральный центр России, следуя старой царской традиции строит дороги и мосты в Чеченской Республике. Сегодня, как и столетия назад, расширяется и укрепляется дорога по направлению Итум-Кали, где по сей день сохранился мостблиз селения Нихалой, построенный в дар благородным чеченцам от Александра II.

Ислам Сайдаев

 

 

Источники:

  1. Зарема Ибрагимова, «Российские императоры и кавказские горцы-диалоги и сотрудничество»
  2. Жур. «Родина», «Царские путешествия на Кавказ»https://topwar.ru/86387-carskie-puteshestviya-na-kavkaz.html
  3. Зарема Ибрагимова, «Российские императоры и кавказские горцы-диалоги и сотрудничество»
  4. «Царские путешествия на Кавказ»https://topwar.ru/86387-carskie-puteshestviya-na-kavkaz.html
  5. Информационное агентством «Чечен-инфо» http://checheninfo.ru/18314-chechenskie-hroniki-nachalo-hh-veka-aleksandrovskaya-ulica-i-krasnye-vorota.html

 

16 апреля 2009 года - это исторически важная дата в судьбе чеченского народа. В этот день по поручению Президента России Владимира Путина Национальный антитеррористический комитет принял решение отменить режим контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. В беседе с корреспондентом ИА "Грозный-информ" председатель Общественной палаты ЧР Исмаил Денильханов поделился своим мнением об отмене режима КТО в ЧР и праздновании Дня мира на чеченской земле.

Как удалось обеспечить высокую прозрачность выборного процесса в Чеченской Республике? 
Чем закончились попытки многочисленных наблюдателей из либерального лагеря страны, устроить шумиху путем провокаций и агрессивного поведения на избирательных участках? 
Свидетельства из первых уст, мнение экспертов и комментарии непосредственных участников в специальном репортаже завтра, сразу после вечерних новостей на телеканале «Грозный»! Не пропустите! 

Освободившись от рабочих будней, наша экспедиционная группа, состоящая из членов Общественной палаты Чеченской Республики и Чеченского Отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», вновь решили отправиться в горы Т1ерлой мохька в рамках этнокультурной экспедиции «ЗОВ ПРЕДКОВ».  


На этот раз в состав нашей экспедиции вошли два новых члена. Это новый член Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», молодой и перспективный работник департамента администрации главы и правительства ЧР по работе с общественными и религиозными организациями – Альберт Индербиев и председатель Общественной палаты Чеченской Республики - Исмаил Денильханов. Исмаил Султанович по мимо своей основной работы в Общественной палате ЧР, еще к тому же является президентом Ассоциации экстремальных видов спорта ЧР, большим любителем горных маршрутов и популяризатором туризма в ЧР. Не знаю были ли наши дальнейшие испытания связанны с некоей кармой нашего председателя Общественной палаты – любителя экстрима, или же это было просто совпадение, но в отличие от первого нашего выезда в горы Т1ерлой мохка, которое прошло как говорится «без шума и пыли», на этот раз нам предстояло испытать и то и другое, и даже третье.

Раним утром наша группа в составе четырех человек выехала из Грозного в сторону Итум – Кали. Несмотря на то, что мы ожидали увидеть в горах столь же хмурую погоду и легкий весенний холодок, как это было при выезде из Грозного, в горы, нас встретили «весенней солнечной улыбкой» - солнцем и теплым воздухом, который дул из Аргунского ущелья, как буд- то на том конце этих гор стоял огромного размера кондиционер, согревавший эти неприступные и величественные горы. 
Мы сразу заметили разницу в погоде, как и то, что теплый ветер иногда покачивал нашу тяжелую четырёхдверную Ладу - Нива. 
- «Вероятно, это циклон, который вчера накрыл песчаной бурей Сочи», - обратил я внимание собравшихся на происходящую аномалию с погодой, и нашел полное согласие с моим выводом, что само по себе предвещало хороший исход нашей экспедиции, так как известно, что - «когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет».
-«Это было что-то неописуемое, вы выдели вчера репортаж из Сочи, я думал это какой-то монтаж или спецэффекты. Действительно природа меняется в мире, ведать мир движется к своему неминуемому концу», - поддержал меня разговором наш рулевой и одновременно наш гид по истории Т1ера - Ибрагим Базаев.
Ветер к тому времени все усиливался, местами вихрем поднимая пыль и камни на горной дороге, а местами затихая подобно хищному зверю, затаившемуся в ожидании добычи. Везде, вдоль новой трассы, недавно построенной в горном районе, а местами отремонтированного и расширенного старого дорожного покрытия, лежали большие и маленькие валуны камней из скальной породы, буквально несколько мгновений назад скатившиеся на дорогу. Камни скатывались с прилегающих горных вершин при движении прямо под наши колеса, так что приходилось постоянно маневрировать и объезжать эти опасные преграды, способные при наезде на них колесами разрезать толстую резину шин словно шею барана острым кинжалом.
- «Осторожно Ибрагим, смотри камни катятся со склона», - на перебой предупреждали мы нашего рулевого, как только замечали очередной сход камней с гор пришедших в движение под натиском порывистого ветра, но не раз видавший такое движение горных пород при каждой непогоде Ибрагим был в полном спокойствии, он уверенно вел нашу машину по серпантину горной дороги к очередному повороту поднимающею нас все выше над уровнем моря. 
- «Вот таким образом наши предки воевали против полчишь иноземных захватчиков. Они скатывали отдельные камни с гор, которые в свою очередь приводили в движение другие камни и в итоге образовывали целую лавину скальной породы, обрушивая потоки камней на противника», - отметил Ибрагим величественную картину происходящего.
-«Хорошо, что эти времена остались в прошлом! Хотя, судя по катящимся под наши колеса камням, грозящим при попадании в нашу машину пробить нам крышу и даже головы, камни об этом еще не в курсе», - сострил я в ответ на слова Ибрагима.
- «Кстати говоря, я много путешествовал по странам и континентам, везде при прокладке дорог такие утесы над дорогами во избежание скатывания камней и возможных аварий с ними связанных, они затягивают сетками или заливают бетоном, а некоторых местах возводят заградительные брустверы из бетонных блоков или камней», - сделал я замечание дорожникам, зная, что они меня не услышат, а значит воспримут мое замечание как объективную и здоровую критику.
Не знаю почему наши дорожники не обращают на это внимание!? Каждый раз проезжая по этим дорогам вижу, одну и туже картину, как люди выходят и убирают камни с дороги. А ведь это новая трасса, почти вся заасфальтированная. Каждый раз во время дождя здесь вообще бывает невозможно проехать из-за обвалов камней на дороге. А ведь это не просто дорога в горы, а дорога по направлению к нашей жемчужине туризма туристическому комплексу «Ведучи». 

- «Может нужно как – то обратить внимание на этот момент наших дорожных служб?» – задал я вопрос нашему председателю, но тот промолчал, так как был слишком занят красотами окружавшего нас горного ландшафта. Абсолютно не слыша нашей полемики с Ибрагимом, Исмаил созерцал красоты окружавшей нас природы. Исмаил впал некое состояние анабиоза преодолев на уровне сознания «пространственно-временной континуум»! В таком же состоянии сомати находился и Альберт Индербиев уткнувшись носом в свой смартфон, он как будто медитировал, не отводя взгляда с его экрана, покачиваясь из стороны в сторону при каждом повороте нашей Лады Нива на горном серпантине дороги. 
Вдруг Альберт заговорил, словно и не был мгновение назад в состоянии нирваны и предложил остановиться и запечатлеть окружающие нас красоты. Притормозив на одном из склонов горной дороги и припарковав нашу машину под зловеще нависшей скалой, мы сделали несколько фото для наших страничек в соц. сетях, в целях популяризации туризма и навигации для желающих посетить наши величественные горы.
Но стояли мы не долго, так как ветер усиливался и уже бил в лицо не только теплом, но и мелкими камушками, поднятыми вихрем с земли.
- «Надо нам скорее добраться до ущелья, пока погода не изменилась, в горах это происходит быстро, потом могут быть проблемы при подъеме», - сказал Ибрагим и мы быстренько сели в нашу Ладу.
Через какое-то время мы благополучно добрались до Итум-Кали, миновали пограничный пост при въезде в ущелье, но к своему удивлению заметили, что ветер здесь не только не стал меньше, а наоборот усилился и местами чуть ли и не сносил нас с дороги.
После очередного поворота перед самым носом нашей машины пролетели пару крышек от пчелиных уликов. На возвышенности над дрогой стоял красный кирпичный дом с пасекой на дворе, это оттуда толь драгоценный груз пронесся мимо нашей машины и упал на дорогу. По обочине дороги и повсюду валялись пчелиные соты. Пчел, конечно же, не было видно их вероятно унес ветер, который дул с такой силой что для управления машиной приходилось применять силу. Местами мы видели, свежие сваленные деревья и дорожные знаки, которые вероятно здесь поставили военные, хотя не понятно, для каких целей, ведь дорога здесь только одна, куда не крути все равно придешь к одному знаменателю. Наконец-то мы добрались до нашего поворота в километрах 20-ти, от селения Итум-Кали, который вел в горы нашего конечного пункта. Но это был не конец, а только начало наших «приключений». 
Мы заметили, что машину стало трясти и клонить вправо. Остановившись, мы обнаружили, что правое задние колесо спущено. 
-«Прокол, я так и знал, что это должно случиться!», - воскликнул Ибрагим в сердцах.
- «Накануне вечером, я видел сон как у нас прокололось колесо по дороге в горы, как мы здесь стоим и не можем его поменять, так как я забыл взять запаску», - добавил к сказанному Ибрагим.
-«Слава Аллаху, что ты это видел во сне! Надеюсь, ты взял колесо?», - сказал я, обращаясь к Ибрагиму, и восхищаясь его предвидением.
-«Колесо то я взял, но дело в том, что у меня нет домкрата, ведь до сих пор я никогда не прокалывал колеса и потому не возил собой не домкрат, не запаску», - сказал он мне в ответ, чем сразил меня на повал.
-«Как это не возишь домкрат и запаску!? Значит, в прошлый раз наша экспедиция была на волосок от провала!?», удивился я, откровению нашего гида и одновременно рулевого нашей «бронемашины». 
- «Аллах милостив, на него полагаюсь», - ничуть не смущаясь ответил Ибрагим.
- «Как же так можно отправляться в экспедицию в горы и не иметь домкрат с собой, а что было бы если мы тогда прокололись, как бы мы колесо поменяли», - спросил я его удивленный его равнодушием и спокойствием в этой ситуации.
- «Что было бы тогда я не знаю, нужно подумать, что делать сейчас», - вернул нас в настоящее Исмаил.
-«Ну ладно давайте подымим тогда машину в втроем и поменяем колесо», - предложил вариант Альберт, не задумываясь о том, что это будет очень сложно сделать нашими силами.
-«Не удержим втроем, давайте будем потихоньку подымать, и подставлять камни, так и удержим», - дополнил я, предложению Альберта.
-«А что если использовать «Рычаг Архимеда», - предложил наш председатель Общественной палаты – Исмаил.
Таким образом, коллективным разумом мы нашли нужное решение. Найдя подходящий ствол сваленного недалеко дерева Ибрагим и Исмаил срубили хорошее бревно для рычага, а я с Альбертом нашли нужные плоские камни, для того чтобы соорудить так называемый Рычаг Архимеда. Однако, бревно оказалось слишком сухим и вот – вот могло сломаться, поэтому мы не стали его подымать до конца, а сделали небольшой подкоп под колесом и таким образом сменили наше пробитое колесо на запасное.
Завершив начатое, мы вновь отправляясь в путь, ликуя и радуясь нашей победе как дети. Вероятно, вместе с нами радовались и с облегчением вздохнули местные пограничники, которые, скорее всего находясь где-то в секрете на возвышенности наблюдали за местными чудаками, не понимая, зачем людьми в 21 веке понадобилось сооружать рычаг Архимеда, когда для этого давно уже изобрели домкрат. 
Преодолев еще несколько километров горной дороги, мы оказались в нашем базовом лагере Кхоьричу, откуда и планировали отправиться в следующий поход. 

Кхоьричу - это родовое место Базаевых, нашего гида и члена экспедиции Ибрагима Базаева, здесь на кладбище похоронены его предки до седьмого колена, о чем сохранились надписи на «чуртах» («надмогильных плитах»). 
При осмотре кладбища нам бросилось в глаза, что все имеющиеся надписи только на арабском языке, вероятно это место было обжито только во времена после принятия чеченцами ислама, хотя возможно старые записи просто обвалились. Камень, который ставили на могилу умерших чеченцы представляет собой образцы местной скальной породы или речного камня. Если на других над могильными памятниками («чуртах») надписи еще сохранились, то сланцевый камень отслоился и частично уменьшился в размерах, возможно и на них были какие-то надписи или иероглифы. Но это только догадки, а фактически на кладбище Кхоьричу, которое едва можно насчитать несколько десятков могил, есть только арабские надписи, на которых написаны имена праотцов Ибрагима.
После длинной дороги с приключениями, нами было решено, разбить лагерь в новом доме Ибрагима, которое он построил здесь после того, как во время второй чеченской компании их старинные вековые жилища, построенные из местного камня, были разрушены ударами авиации. Отец Ибрагима со своими братьями и сыновьями были единственными жителями в этом районе, которые вернулись сюда после выселения в 1944 году и восстановили свои разрушенные дома в прежнем виде. Они выстояли и в первую чеченскую компанию, однако вторая чеченская оказалось еще более масштабней и разрушительной, чем выселение 1944 года и первая чеченская военная кампания вместе взятые. От домов и сохранившихся до 1999 года домов и замковых башен, после второй чеченской не осталось даже каменных оснований. Башни частично или полностью были разрушены, а камни использованы для возведения фортификационных сооружений.
Прибыв на место, как и следует поступать в таких случаях, хозяин «фазенды», стал лихо делать приготовления для обеда. Мы тоже не остались в стороне. Я с Альбертом Индербиевым стали рубить дрова, по ходу запечатлевая все происходящее на фото и видео для подписчиков наших соц. е. Исмаил, как руководитель группы, взялся готовить чеченский «чорпа» («суп»), который традиционно состоит лишь из мяса с картошкой и бульона. Не прошло и пяти минут после того как «чорпа» был готов, как в низине появились около трех автомобилей отечественного производства: пару Приор, Лада Калина, и Жигуля, так называемой 14 модели.

- «Надеюсь они едут ни к нам»,- взволнованным голосом сказал, я предчувствуя что тихого обеда, который мы предвкушали, может не получиться. 
Мое предчувствие меня не обмануло, колонна автомобилей повернула прямо к нам. Подъехав и остановившись прямо на нашем пороге из них высыпало молодежи и студентов около 30 человек, один из которых с ходу воскликнул: «Что за глупцы могли поселиться в такой недоступной для цивилизации глуши!?», чем «несказанно обрадовали» Ибрагима.
-«Вот такие мы горцы чудаки!», - сказал Ибрагим гостям, не скрывая улыбки и радости по поводу нежданно появившимся гостям, ведь гость для чеченца – это непременная радость и предмет гордости, свидетельствующая о Милости и Благословении Бога на это дом и его хозяина. 
Оказалось, что гости прибыли в дом Ибрагима не случайно с ними, был провожатый, племянник Ибрагима – Ислам, который решил порадовать своих коллег с работы показав им красоты наших величественных гор.
-«Экспедиция терпит фиаско», - подумал я и был частично прав, так как бросить гостей и уйти исследовать горы, было с нашей стороны не прилично, и противоречила горским адатам, поэтому пришлось почивать гостей и вести с ними милую беседу за столом. Но и наши гости не остались в долгу, они пришли не с пустыми руками, а со своими маринадами и сами нас угощали различными вкусностями, набранными ими в магазине супермаркете «Лента», что находится при въезде в г. Грозный, в котором и работали наши веселые гости. Пообедав и вдоволь наговорившись, мы повели гостей на экскурсию, в местную мечеть, построенную Алаудином Мусаевым, известным чеченским бизнесменом и меценатом, выходцем из этого ущелья. Мечеть и и база отдыха, построенная Мусаевым, лежит в метрах двухстах от дома Ибрагима и находится между местечком Кхоьричу и первым заброшенным селом в этом районе после Кхоьричу, называемое Арстхой.
Арстхой, было то самое место, куда мы и собирались отправиться на этот раз для визуального осмотра и изучения имеющихся надгробных памятников и развалин домов.

Проводив после экскурсии наших гостей в обратный путь в город Грозный, мы отправились осматривать заброшенное селение Арстхой, хотя изначально по ошибке приняли его за селение Сенах, которое лежит чуть выше по ущелью.
Осмотрев развалины домов и кладбища, которое было по размерам меньше того, что было нами исследовано в Кхоричу, мы обнаружили арабские надписи на «чуртах» и несколько доисламских знаков – иероглифов, возможно относящихся к периоду проникновения христианства в эти горы или дохристианский период. На одной из стен, оставшейся после разрушения дома, мы обнаружили несколько камней, на которых были насечки в виде скошенных вертикальных линий и круга, в виде снежинки с многочисленными лучиками. Круг в виде снежинки, вероятно, является солярным знаком божества солнечного культа, который присутствовал в горах дохристианский и доисламский периоды. Что в свою очередь свидетельствовало о древности этого поселения.

Сделав необходимые записи, на наших носителях информации, мы отправились в базовый лагерь на «фазенду» Ибрагима Базаева в Кхоьричу. Не успели мы подняться на дорогу из разрушенного села, как к нам подъехал джип-пикап с полным экипажем туристов. Гости оказались из Владивостока и Москвы. Они с утра отправились осматривать башенные строения в древнее селение НикIарой, что лежит в глубине этого ущелья, а по дороге обратно у одного из автомобилей случился прокол колеса, как и у нас. Однако, в их случае, дело обстояло хуже, чем у нас, домкрат и запаску они не забыли, так как УАЗ – Патриот, был совсем новый с заводской комплектацией, только вот на заводе вместо необходимого ключа для бортирования колес в комплект ключей положили совсем другой ключик, вероятно – это была такая шутка сборщиков машины. В итоге туристическим гидам пришлось бросить шофера и один автомобиль в ущелье и посадив гостей в одну машину выбираться из ущелья в цивилизацию, так как уже вечерело и начался дождь, который мог размыть дороги. 
Приняв гостей у себя на базе, мы отправили представителя чеченского туристического агентства, к своему товарищу поделившись с ним необходимыми инструментами для замены колеса.


Приняв гостей в своем доме и согрев их горячем чаем у нашей «русской печи» Ибрагим начал с гостями светскую беседу, к которой присоединились и другие наши члены экспедиции, все шло хорошо и гладко, пока я не встрял разговор и переключил всех собравшихся на обсуждении политики. В конце «жарких дебатов» мы рассказали гостям о нашей экспедиции, поделились версией о возможном захоронении здесь Царицы Тамары, чем вызвали у гостей неподдельный интерес и восторг. Вскоре их гид вернулся со вторым своим товарищем, они нас поблагодарили за оказанную помощь и гостеприимство и отправились далее своим путем.
Утром второго дня мы тоже отправились в обратный путь, и по пути назад снова прокололи колесо на том же месте где и прежде, наехав на острый камень. Моему возмущению и удивлению не было предела, но Ибрагим как настоящий несокрушимый горец, просто поехал дальше на вспушенном колесе до селения Итум-Кали, где мы и решили все наши проблемы.
По дороге домой мы увидели сколь серьезный был ветер на кануне, по мимо деревьев и дорожных знаков, ветер кое - где сорвал крыши с домов, сбил рекламные стенды вдоль дорог и свалил заборы домов, сделанные из железного шифера. В сравнении с ущербом нанесенным ветром местным жителям мы поняли, что наши испытания и злоключения были лишь «детской забавой». Как говорится: «Все познается в сравнении!»
Так завершился второй этап нашей экспедиции, в рамках которой мы посетили и осмотрели заброшенное село Арстхой и погостили в гостях у Ибрагима Базаева в Кхоьричу, где ознакомились с историей поселения в этом местечке Базаевых. Согласно легенде рассказанной нам Ибрагимом, в основу названия селения Кхоьричу, легло то, что здесь в большом количестве произрастала дикая груша, в переводе с чеченского языка «Кхоьричу» означает «грушевая долина», по крайней мере, есть такая легенда. Однако, Аллаху об этом известно лучше! 
Ислам Сайдаев
25-26 марта 2018 г.
Т1ерлой Мохк, КхоьричуАрстхой

https://islam-saidaev.livejournal.com/

Календарь событий

ПОМНИМ!

РУКОВОДСТВО