Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 103 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

September 18
Mo Tu We Th Fr Sa Su
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Событие 12 мая 2018 года в Париже, и особенно его медийное освещение, заставляют нас невольно задуматься о том, так ли приоритетна для «просвещенной Европы» тема закона и прав человека, и не стоит ли поднять вопрос о пресловутых двойных стандартах?

Гражданин Франции, уроженец Чечни, 21-летний Хамзат Азимов убил одного человека и четверых ранил, и тут же был ликвидирован подоспевшими стражами порядка - так сообщали о событии мировые СМИ.

Скудное освещение в прессе подробностей трагедии наталкивает на определенные мысли – а все ли было так однозначно, тем более, что в социальных сетях проскальзывают разные версии, в том числе, и с мотивом самообороны.

Безусловно, никто не собирается выгораживать Азимова, утверждая, что он никого не убил или не ранил. Факт его преступления налицо. Но ведь даже преступник заслуживает расследования и суда для начала, это основа основ права как такового и правового общества в целом. Но ликвидация без суда и следствия уже обезвреженного человека это и непрофессионально (поскольку лишает следствие важного свидетеля, в том случае если он действительно является членом некоторой экстремистской ячейки), и совершенно противозаконно с точки зрения любой правовой системы.

Но что интересно, средства массовой информации никак не затрагивают это обстоятельство, не упоминают, что Азимов был убит уже после задержания и даже не пытаются прояснить детали произошедшего, вместо этого смакуя комментарии официальных лиц по данному поводу и гадая, так какой же гражданственности соотносился Азимов.

Полагаю, что мы в очередной раз столкнулись с уже набившими оскомину двойными стандартами так называемой европейской системы ценностей, когда права человека являются удобным инструментом политического давления, но при этом напрочь игнорируются в интересах внутренней политики. И мне кажется, что нам пора бить в колокола по поводу нарушений прав человека в этой самой Европе.

М.Солтаев, член ОП РФ

День Победы, который ежегодно отмечается в нашей стране 9 мая, является национальным праздником России, и когда мы говорим о национальном празднике, мы не имеем ввиду русский народ или другой отдельно взятый народ Российской Федерации, а имеем ввиду именно российскую нацию. Хотят того или не хотят наши злопыхатели, но именно в этот Праздник Победы все россияне осознают себя единой нацией. И подтверждением этому является то трепетное отношение, которое каждый россиянин относится к павшим и ныне живым героям Великой Отечественной войны. Одним из примеров этого трепетного отношения, без деления на нации и конфессии, является история героического подвига героя СССР, пулемётчика Ханпаши Нурадилова, и то, как сохраняют его память и ухаживают за его могилой в далекой от его родного края – Чеченской Республики, в далекой Волгоградской области. 

         С 8 по 11 мая 2018 года, по инициативе Общественной палаты Чеченской Республики и Чеченского регионального союза ветеранов Афганистана локальных войн и военных конфликтов, прошел автопробег, приуроченный ко Дню Победы под лозунгом «От героя к герою». Стартовав из Грозного с мемориального комплекса «Аллея славы» им. Ахмат-Хаджи Кадырова, колонна машин направилась по маршруту Грозный – Волгоград-Кумылженская. Начав с свой путь с мемориала имени героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, погибшем в неравной схватке в борьбе с терроризмом, конечным пунктом автопробега должно было стать место захоронения героя СССР, участника Сталинградского сражения Ханпаши Нурадилова.

         Впервые этот путь ветераны Афганистана локальных войн и военных конфликтов проделали еще в 2017 году, тогда их инициатива прошла незамеченной, но в этот раз поддержку автопробегу оказали на высшем уровне. После официального обращения в Парламент ЧР с просьбой поддержать инициативу общественников, председатель Парламента Чеченской Республики, Герой России Магомед Даудов, распорядился снабдить участников автопробега всем необходимым. Так же в этом году помимо воинов интернационалистов в автопробеге участвовали представители и руководители ряда общественных организаций России, среди них Чеченское отделение Общества развитиярусского исторического просвещения «Двуглавый Орел», Чеченское отделение Межрегионального Казачьего Центра по борьбе с наркоманией и наркобизнесом и т.д.

Отправляющихся в автопробег, по поручению Председателя Парламента Магомеда Даудова, провожал депутат Парламента, один из уважаемых старейшин в чеченской политике Шаид Джамалдаев, который, в частности, сказал:

«От того, на сколько мы будем чтить наших героев, павших на фронтах Великой Отечественной войны и героев, павших в наше время, защищая нашу свободу от международного терроризма, зависит наше будущее. Именно на примерах наших соотечественников, таких как Ахмат-Хаджи Кадыров и Ханпаша Нурадилов, мы должны воспитывать наше подрастающее поколение. Счастливого вам пути, и пусть Всевышний Аллах благословит и облегчит вашу дорогу!».

С такими напутственными словами наша колонна двинулась в путь. Подняв знамя Победы, знамя Чеченской Республики, и партии Единая Россия мы проехали всю Чеченскую Республику, пока не добрались до города Кизляр. По пути в Волгоград нам следовалопреодолеть немалое расстояние - более чем 1000 километров дороги от Грозного до ст. Кумылженской и ст. Букановская, в которой и захоронен Ханпаша Нурадилов.

Надо сказать, что мне этот путь предоставил большое удовольствие, так как я люблю путешествовать по новым местам и открывать для себя новые земли. Наверное, это гены моих далеких кочевников из Аравии, которые заложили в меня такую любовь к путешествиям. Двигаясь по всей протяжённости трассы по калмыкским степям, и встречая колонны груженых КАМАЗов из Дагестана и редко из Чечни, я невольно вспомнил слова Имама Шамиля, которые он якобы сказал, увидев бескрайние просторы России. Что если бы он знал, что она такая большая, он бы и не стал с нею воевать. Для себя я еще сделал несколько выводов, хотя остались и множество вопросов, на которых нет внятных ответов. Например, почему в Калмыкиипериодически вспыхивают стычки на национальной почве из-за раздела земли, ведь здесь ее немерено много!?

Я крутил баранку, любуясь величественной картиной бескрайних степей, разглядывая барханы и редкие стада овец. За дорогу я не беспокоился, встретить здесь встречный автомобиль в этот день было такой же редкостью, как увидеть на севере африканца в зимнюю стужу в национальной набедренной повязке.

К вечеру сухая степь и полупустыня стала переходить в зеленые насаждения. Мы приближались в Волгоградской области, хотя кроме изменения природного ландшафта и температуры окружающей среды об этом ничего не напоминало. Я не увидел ни одного знака, говорящего, что мы миновали территориальные границы, что от части весьма хорошо так, как в одной стране не должно быть границ внутри ее пространства, если, конечно, мы говорим и ратуем за Единую Россию.

Изрядно измотавшись к вечеру, мы остановились у одной закусочной на дороге, и только остановившись, мы поняли, что это закусочная принадлежала чеченцам, на вывеске было написано:«Мадина 95 регион» на фоне чеченского флага.

Хозяйка заведения, которую по всей видимости звали Мадина, приняла нас с большим воодушевлением и радушием, показав нам место для молитвы, стала готовить нам чай. Погостив у столь радушной хозяйки, рассказав ей о цели нашего визита, а также расспросив ее о житье-бытье, мы отправились по пути следования.

Побыв в пути еще несколько часов, мы достигли города Волгоград. Несмотря на то, что была ночь, поток машин в городе не ослабевал. Я пытался не отстать от головной машины, так как плохо знал маршрут, если сказать, что совсем его не знал, и соответственно, гнал машину, как только мог по местным городским колдобинам. И только изрядно подустав, я оценил идеальность чеченских дорог, которыми иногда я был не доволен. По сравнению с дорогами в г. Волгоград, наши дороги оказались, как говорится, на все сто. Дальнейший наш путь тоже утвердил меня в этом моем выводе.

Наконец благополучно миновав г. Волгоград, где центральная дорога, наверное, не ремонтировалась с самой Сталинградской битвы, мы остановились на ночлег в придорожном хостеле, было уже около 24 часов. Следовало немного поспать, перед сложным днем полным праздничныхмероприятий. К моему удивлению, хостел назывался «Ноев ковчег», что я нашел весьма символичным и знаменательным событием, так как всю дорогу мы обсуждали находку Ноевого ковчега в горах Чеберлоевскорго района Чеченской Республики. Вопрос стоял в том, является ли это новое открытие Ноевого ковчега, последним и самым верным или же это очередное, уже не первое в мире подобие останков корабля, спасшего все человечество от потопа. Наш случайный выбор хостела убедил меня, что мы на верном пути, и найденный нами в Чечне холм, в котором предположительно может быть окаменелыми останками Ноевого ковчега, на самом деле является таковым. Я воспринял нашу остановку как знамение Аллаха, указывающее на нашу правоту. Однако, Аллаху об этом известно лучше! Пусть ученые решат эту дилемму.

Ранним утром 9 мая мы вновь тронулись в путь и нам оставалось преодолеть последние 150-200 километров до финиша, Кумылженского района Волгоградской области, где нас уже ждали представители чеченской диаспоры (хотя я и не согласен с такой формулировкой, так как диаспора не может быть внутри собственной страны).

Через несколько часов по разбитой в дрызг дороге, которой воронки как раз-таки ничем не отличались от дыр после взрывов фугасов террористов,заложенных под федеральные колонны, мы очутились на окраине станицы Кумылженской, где нас встретил наш земляк,директор ООО «СТ ВОЛГА»Мансур Эльмурзаевич Аюбов со своей супругой донской казачкой, коренной жительницей здешних мест.

Поприветствовав друг друга и сделав несколько снимков на память, мы, как говорится, «отправились прямо с корабля на бал».

         В станице Кумылженской, которая является областным центром Кумылженского района Волгоградской области шла активная подготовка к мероприятию. Перед администрацией станицы нас встретили представители местной власти, казачества и воинов афганцев.  На площадь со всех сторон стекались толпы местных жителей и молодежи для участия в шествии «Бессмертного полка». Все были одеты в праздничные одежды, в котором превалировал красный цвет, цвет замени Победы над фашизмом.  Мы были готовы влиться в ряды колон, но принимавшая сторона настояла на том, чтобы мы с начала откушали местной пищи и только угостив нас прекрасным сытным завтракам, определила наше место в торжественном собрании.

Так, спустя не более полу часа, мы оказались в торжественном строю рядом с работниками МВД, казачеством и воинами интернационалистами.

На трибуну вышла ведущая мероприятий и огласила список присутствующих и гостей, в котором отдельным пунктом отметила делегацию из Чеченской Республики.

Торжество, посвященное Дню Победы, началось с гимна России и минуты молчания по погибшим героям Великой Отечественной войны, среди которых и наш земляк, уроженец Чеченской Республики Ханпаша Нурадилов, память о котором хранят в своих сердцах жители Кумылженского района.

После выступления главы местной администрации и представителей общественности, слово предоставили и делегации из Чеченской Республики. Честь выступить перед собравшимися члены делегации доверили мне, хотя я был и против такого решения, уж слишком велика была ответственность. В своей речи я, конечно, первым делом поблагодарил собравшихся за то, что они так трепетно относятся к памяти героев, павших за нашу родину, не разделяя их на нации и конфессии. От лица руководства Чеченской Республики и руководства Общественной палаты ЧР, поздравил собравшихся с Днем Великой Победы над фашизмом. Пожелал всем нам мира и чистого неба над головой. Отдельно поприветствовал наших братьев казаков, от лица отдельного чеченского казачьего округа Всевеликого Войска Донского, генерала Козицына И. и от лица Дунаева Р.  так же пожелал им жить в мире и дружбе со всеми народами России на благо во славу нашего отечества.

После торжественного собрания, вслед за Бессмертным полком наша делегация в составе колонны отправилась на мемориалпавшим героям в ст. Кумылженской, где после возложения цветов состоялась панихида по усопшим, которую сослужил настоятель местной церкви.

         По окончании мероприятия в районом центре станицы Кумылженской, мы, в составе колоны местных казаков, воинов- интернационалистов, отправились в станицу Букановскую, где непосредственно захоронен Ханпаша Нурадилов.

На месте нас встречали как представители администрации села, так и делегация, приехавшая накануне из Дагестана, в числе которых были близкие родственники героя Отечественной войны.

При возложении цветов на могилу героя представители местной властирассказали о славном пути нашего героя, о том, как случилось, что он захоронен в этой станице.

Старожилы рассказывают, что в местный госпиталь свозили всех раненых под Сталинградом. В их числе был и Ханпаша Нурадилов, местная жительница взялась выхаживать этого молодого солдата, которому было всего 19 лет, но несмотря на это, он умер от тяжелых ран. Его, как и всех других умерших солдат, хотели похоронить в общей могиле, однако руководство армии приказала захоронить его в отдельной могиле и воздать ему все почести. Ханпаша был единственным парнем, для которогоизготовили гроб из досок, так как досок не было местные жители разобрали подводу и изготовили из нее погребальный саркофаг.

Все послевоенное время до сегодняшних времен местные жители ухаживают за могилой героя.

         После возложения цветов и торжественного собрания, на могиле Ханпаши Нурадилова, нами – делегацией из Чеченской Республики, было прочитано доа (заупокойная молитва) согласно мусульманским канонам. После чего, ознакомившись со списками остальных воинов, захороненных на этом кладбище, и помянув их добрыми словами, мы стали собираться в обратный путь. Однако, хлебосольные хозяева не намерены были нас отпускать в тот вечер. В честь гостей из Чеченской Республики руководителем местной организации ветеранов Афганистана был дан торжественный ужин, на котором состоялось награждение участников автопробега и местных представителей власти. От лица руководства Общественной палаты Чеченской Республики главе местной администрации и ряду должностных лиц были вручены грамоты Общественной палаты ЧР за укрепление межнациональных и межконфессиональных связей и активное участие в построении гражданского общества.

Награду получила и наша делегация, так, руководитель Чеченского Республиканского Союза ветеранов Афганистана локальных войн и военных конфликтов Абдулбек Ташухаджиев и помощник председателя Общественной палаты Чеченской Республики Ислам Сайдаев (то бишь я), получили памятную медаль от партии КПРФ «100-летие Красной Армии» за подписью Геннадия Зюганова. И только на второй день нашего приезда в станицу Кумылженскую – 10 мая нам удалось вырваться из рук добродушных хозяев. Всю ночь мы провели в общении в доме у нашего земляка Мансура Аюбова. А уже на утро, накормив нас горячими пирожками и местным супом «ухуг» (суп из курицы и домашней лапши), нас проводили в дорогу.

Грустно было расставатьсяс добродушными хозяевами, с которыми уже успели подружиться, но следовало завершить начатую нами миссию. По дороге домой нам предстояло заехать в город Волгоград, принять участие в мероприятии–«садака» в память о герое России, первом Президенте Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырове, которое устраивали представители местной чеченской диаспоры, побывать на Мамаевом кургане, в Минеральных Водах посетить мемориал воинов Отечественной войны и встретиться с друзьями из казачества в Иноземцево. Все эти мероприятия мы провели по дороге домой и с божьего благословения 11 мая 2018 года оказались в столице нашего славной ЧеченскойРеспублики г. Грозном. Вернулись, чтобы еще раз провести торжественное мероприятие перед памятником Ханпаше Нурадилову, установленному в наше отсутствие в городе Грозном напротив православной церкви, что так же воспринято нами как знамение и перст божий, указывающий на единение народовРоссии, несмотря на нашу национальную и религиозную принадлежность, что вомногом является завоеванием и заслугой наших руководителей президента России В.В. Путина и Главы Чеченской Республики Р.А.Кадырова, которые достигли этого единения следуя заветам и примеру наших героев Ахмат-Хаджи Кадырову и Ханпаше Нурадилову, которые без тени сомнения отдали свои жизни за наше светлое будущее.

Ислам Сайдаев

15 мая 2018 г.

Ежегодно с 2011 года 10 мая по решению Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова отмечается День памяти и скорби народов ЧР. Эта дата напоминает каждому о трагических событиях в истории чеченского народа: депортации 1944 года, двух последних военных кампаниях.

Традиционно, в этот день хочется вспомнить о тех героях, которые отдали жизнь во имя спасения своего народа, целостности России, за мир.

В беседе с корреспондентом ИА "Грозный-информ" председатель Общественной палаты ЧР Исмаил Денильханов поделился своим мнением о роли Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова в становлении мира на чеченской земле.

Исмаил Султанович, расскажите, с чем связаны Ваши воспоминания об Ахмате-Хаджи Кадырове?

- 10 мая чеченский народ отмечает скорбную дату, которая объединила трагические страницы в истории народов Чеченской Республики. В этот день мы вспоминаем, прежде всего, нашего Первого Президента, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова и его соратников, и всех тех, кто погиб, защищая Родину в ВОВ, во имя свободы и процветания, и тех, кто пережил тяжелые годы депортации. Трагические события в конце 20 и начале 21 веков в нашей республике оставили глубокие раны в сердцах людей. Многочисленные разрушения, кровь, невосполнимые потери. Мы не раз приближались к грани полного исчезновения как этнос. Но в подобные эпохи рождались герои, выдающиеся личности, способные спасти свой народ и сохранить родную землю.

Первый Президент ЧР, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров (Дала г1азот къобала дойла цуьнан!) стал тем спасителем, который, по воле Всевышнего, вывел нацию из страшного хаоса. Ценой своей жизни он остановил войну и вывел республику на путь мира и созидания. Он погиб на боевом посту, пренебрегая смертельной опасностью, разделяя со своим народом радость Дня Победы над фашизмом. Память о тех, кто приближал эту мирную спокойную жизнь, память об Ахмате-Хаджи Кадырове навсегда останется в наших сердцах, передаваясь от поколения к поколению. И мои воспоминания исполнены глубоким и искренним уважением к тому, кто стоял у истоков восстановления республики и духовного возрождения ее народов. Строго и непреклонно приверженный истине, отважный и целеустремленный, Ахмат-Хаджи всегда думал о равенстве и добивался его. Он говорил правду везде и всем. И это влекло к нему как его соратников, так и рядовых жителей республики. У него не было сомнений в правильности избранного им пути. Всего лишь десяток друзей и единомышленников сопровождали Ахмата-Хаджи Кадырова в те суровые, полные опасности недели и месяцы, когда он объявил непримиримую войну ваххабитам. Я убежден, что благополучие и спокойствие в республике, которое мы сегодня наблюдаем, достигнуто благодаря мужеству и стойкости Ахмата-Хаджи на избранном им пути. Продолжает этот путь его сын Рамзан Ахматович, как талантливый руководитель не только следуя в русле замыслов своего отца, но и внося огромные важные коррективы в это возрождение.

Каким он Вам запомнился?

- В двух словах трудно сказать о характере и достоинствах Ахмата-Хаджи. Прежде всего, мне импонировало его мужество, смелость суждений, правдивость, благородство и религиозность, любовь к своему народу. Все эти качества в нем сочетались в одинаковой мере. В первую очередь это был глубоко религиозный человек, вся сила и самобытность чеченского народа вмещалась в сущность его характера. Он всегда руководствовался в своих поступках принципами ислама и чеченских обычаев, традиций. Был внимателен и чуток к простому человеку, но тверд и последователен с инакомыслием и различным плутовством в вопросах истинного ислама. Ахмат-Хаджи верил в прекрасное будущее чеченского народа, каждый его шаг был направлен на пользу ему. Он верил в завтрашний день своей нации, что чеченский народ заживет мирно, будет развиваться и процветать.

Исмаил Султанович, на Ваш взгляд, как повлияла деятельность Ахмата-Хаджи Кадырова на судьбу чеченского народа?

- За короткий промежуток времени Ахмат-Хаджи сделал очень многое для нашего народа: восстановил экономику, социальную сферу, обеспечил безопасность гражданского населения, восстановил доброе имя чеченцев как тружеников. Он, как никто другой, знал свой народ как созидателя, гордился им и уважал его. Он защищал народ и противодействовал тем, кто пытался его унизить, оклеветать. Вспоминаются его знаменитые слова, произнесенные им в телепередаче «Свобода слова»: «Я не позволю издеваться над моим народом: ни генералам, ни боевикам!». Сказать такое и добиваться этого мог гражданин, патриот, убежденный в своей правоте, взращенный духом и культурой своей нации.

Президент России В.В. Путин высоко оценивал деятельность Ахмата-Хаджи Кадырова, направленную против экстремизма и терроризма. Оценивая жизнь, деятельность, стойкость и обстоятельства гибели А.-Х. Кадырова, Президент России признал в нем целеустремленную, абсолютно цельную личность. Им было отмечено, что Ахмат-Хаджи ушел непобежденным, прикрывал собой Чечню и чеченский народ. «Достоин уважения народ, воспитавший такого сына», - сказал В. Путин.

Что бы Вы сказали в этот день нашим соотечественникам?

- День памяти и скорби - это, прежде всего, дань уважения памяти тех людей, которые лишились самого ценного - жизни в борьбе за главенство справедливости и закона, за нашу с вами счастливую жизнь. Ахмат-Хаджи Кадыров отдал жизнь за народ, за наше с вами благополучие. И мы непременно должны помнить об этом. И самое важное – каждый на своём участке должен делать всё зависящее от него, чтобы не допустить повторения трагических событий, имевших место в истории нашего народа. И по моему твёрдому убеждению, труд и созидание, законность и правопорядок, единство и сплочённость вокруг нашего национального лидера, Главы ЧР Р. Кадырова - вот то, что является гарантом сохранения и приумножения наших достижений, поступательного и прогрессивного движения нашего общества вперёд. Мира и Добра вам, уважаемые сограждане!

Вот и снова наступила знаменательная дата в истории нашего народа, которая объединяет миллионы людей по всему миру, несмотря на их национальную, конфессиональную принадлежность и территориальные границы. День великой Победы – 9 мая является праздником для большинства человечества, символизирующий собою единение народов и победы человеческой цивилизации над античеловечным режимом, установленным в тот период нацистами в фашисткой Германии.


Особенно трепетно к этой дате относятся в нашей стране, так как нет в России и бывшем Советском союзе ни одной семьи, в которой не был бы свой герой, сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны. День Победы над фашизмом, ежегодно отмечаемый в нашей стране, является не столько днем памяти светлого подвига советского воина, сколько днем воздаяния почестей наши дедам и отцам, которые завоевали нам и нашим детям мирное будущее.

 Был период, когда в нашей стране стали забывать имена героев Великой Отечественной войны, когда подрастающее поколение в погоне за западными - чуждыми нам ценностями, стали воздавать почести ложным героям. В те времена я со слезами на глазах слушал песни из кинофильма «Офицеры», где пелось: «О героях былых времен не осталось порой имен…», видя, как память героев Великой Отечественной войны придаётся забвению. 

Однако, по милости Господа Миров, все эти времена канули в лету, после тяжёлых десятилетий переходного периода от советской системы к современной демократической России, мы вновь возродились не только экономически, но и духовно. Вновь с телеэкранов на нас смотря наши молодые отцы и деды. В экранизированных произведениях про Великую Отечественную войну, вновь по нашим улицам маршируют военные и гражданские, участвуя в акции «Бессмертный полк», неся в руках портреты героев славной Победы. Тысячи и тысячи имен героев былых времен из потерянных архивов, вновь обнаружены и внесены в списки павших героев. Все это делается усилиями, как государственных структур, так и поисковых отрядов, руководимых патриотами энтузиастами.

Несмотря на то, что ряд западных государств пытаются пересмотреть итоги Второй мировой войны, и дезавуировать заслуги нашей страны в победе над фашисткой Германией, и несмотря на то, что они находят своих тайных и явных сторонников в этом деле и в нашей стране, всё-таки справедливость берет вверх. Все больше и больше выходит правдивых фильмов и печатных материалов о Великой Победе. Недавно смотрел исторический художественный фильм «Двадцать восемь панфиловцев», посвящённый героизму защитников нашей столицы - города Москвы в 1941 года. Прекрасная картина, смотреть которую без восхищения, гордости и слез просто невозможно. И это не слезы горечи от потерь, а слезы восхищения подвигов наших отцов и дедов, слезы о том, что с каждым днем наших ветеранов становится все меньше и меньше. 

Сегодня задача потомков этих славных героев заключается в том, чтобы не позволить злопыхателям предать забвению память наших легендарных предков. Ежегодно Общественная палата Чеченской Республики, государственные и неправительственные организации страны участвуют в различного рода акциях и мероприятиях, посвящённых Дню Победы над фашизмом, а также в проектах по восстановлению памяти наших легендарных предков. 8 марта из города Грозный стартует автопробег под лозунгом «От героя к герою», который начавшись в Грозном, доложен завершится в городе героев в Волгограде. Участниками проекта являются: представители Общественной палаты Чеченской Республики, Чеченской Региональной организации ветеранов Афганистана локальных войн и военных конфликтов, Чеченского отделения Общества развития русского исторического просвещения "Двуглавый Орел», Чеченского отделения Межрегионального Казачьего Центра по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Начав свой старт с мемориального комплекса Аллея Славы имени героя России А.А. Кадырова в Грозном, участники автопробега намерены посетить мемориальный комплекс Мамаев курган в Волгограде и принять участие в открытии мемориала воинам афганцам, приуроченного ко Дню Победы над фашисткой Германией 1945 года.


Ислам Сайдаев

Всему миру известно о трехстах спартанцев, спасших Грецию от порабощения персидской империей, легенда о которых передается из поколения в поколение. О подвигах трехсот спартанцев снят ни один фильм, последний из которых превзошел все прежние экранизации. 
Всему Кавказу известно о подвиге трехсот арагвинцев, легенды и сказании о героизме которых передают из поколения в поколение в грузинском народе. Эти герои положили свои жизни, спасая Грузию от нашествия Ага Магоммет-хана Каджара.
Чечня и Дагестан прослышаны о героизме Байсангура Беноевского и трехстах его воинов Имама, которым удалось вырваться вместе с Байсангуром из Гунибского котла и продолжить сопротивление Царизму.

 


Но не знают в мире, и не знают на Кавказе, а также не известно в Чечне о подвиге трехсот терлоевских воинов, тайной любви первопредка т1ерлоевского рода Бериг-Бечи, которые спасли Царицу Тамару от пленения.
В очередной нашей поездке в Т1ерлой мохк, которая состоялась в середине апреля 2018 года, мне удалось встретиться со старшим братом Ибрагима Базаева – Хожей Базаевым, который был старше по возрасту, и соответственно, больше знал о родном крае, так как безвылазно прожил здесь всю свою сознательную жизнь. 
Рассказывая о местных обычаях и легендах, Хожа Базаев рассказал мне одну удивительную историю, которую он слышал от своих отцов и дедов, и которую из уст в уста передавали многие поколения т1ерлоевцев.
Предки т1ерлоевцев рассказывают, что первопредком т1ерлоевского рода был некий Бериг-Бечи, который поселился на входе в современное т1ерлоевское ущелье, на высоте где сейчас стоят три разрушенные башни под названием Тирд бов.
Отсюда его дети и родственники расселились по всему ущелью. Говорят, Бериг-Бечи был знаменитым воином и полководцем, который пришел сюда вместе со своим родом, то ли с Ближнего Востока (Шама), то ли из какой-то другой соседней страны. 
Жил Бериг-Бечи в эпоху Царицы Тамары. Его собственное имя было Бечи, а Бериг были имя его отца, но так как у чеченцев принято называть имя отца при знакомстве, то за ним так и закрепилось это двойное имя – Бериг-Бечи.
Однажды прослыхал Бериг – Бечи, что царица Грузии Тамара осталась без мужа и она снова хочет выйти замуж и ищет достойного мужа, чтобы тот правился в Грузию вместе с нею. 

 


Бериг – Бечи долго размышлял и решил все же попытать завоевать сердце прекрасной Грузинской Царицы и собрав своих лучших воинов в количестве 300 чеченцев отправился в Грузию для того, чтобы завоевать сердце грузинской Царицы Тамары.
Однако, приехав ко дворцу он обнаружил, что Тамара уже вышла замуж за осетинского правителя Сослана, и не говоря об истинной цели своего визита, пожелав счастья и благословения царской чете, Бериг-Бечи удалился, пообещав в нужные минуты прийти на помощь Царице, если на то будет необходимость.
Неизвестно сколько времени он провел в гостях у прекрасной грузинской правительницы, но возвращаясь домой, вступив на территорию своих предков, Бериг-Бечи и его трехсот сабельный отряд достигла весть, что некий правитель соседней страны выслал целую армию, дабы помешать браку Тамары с Сосланом и забрать Тамару и грузинский престол силой.
Недолго думая, Бериг-Бечи развернул свой отряд из 300-сот всадников и, достигнув пределы Грузии, встретился с целым войском противника, насчитывавшим несколько тысяч человек и разбил эту армию.
Ничего не требуя за свой подвиг, Бериг-Бечи вернулся в Т1ерлоевское ущелье и прожил там до самой своей смерти, в тайне храня в своем сердце любовь к прекрасной грузинской царице.
Услышав эту историю, я, конечно же, обратился к историческим источникам, дабы узнать упоминается ли что-нибудь подобное в анналах грузинской или российской истории.

 


Обнаруженная мною информация позволяет думать, что история Бериг-Бечи – это не просто красивая легенда, а факт, который мог иметь место в истории взаимоотношений чеченцев и грузин.
Вот что мне удалось обнаружить.
Царица Тамара (1166—1213), правнучка великого грузинского правителя Давида Строителя, взошла на трон 1178 году в качестве соправительницы своего отца.
Это произошло сразу после мятежа клана Орбелиани, когда у царя не было наследника, и обстановка в стране была нестабильной. После смерти царя, Тамара была повторно коронована в Гелатском монастыре 1184 г. (см. Царица Тамар, https://ru.wikipedia.org/wiki/)


Георгий III, женатый на осетинской царевне Бурдухан, не имел сыновей — только двух дочерей, старшей из которых и была Тамара.
В честь рождения девочки отец приказал построить храм Рождества Богородицы. Ей дали прекрасное образование — согласно официальной версии занималась воспитанием царевны ее тетя Русудан. В самом юном возрасте отец сделал царевну своей соправительницей, справедливо полагая, что так будет надежнее. Недовольных жестким правлением царя и тем, что он захватил трон племянника, хватало и после подавления мятежа. Так что через год после подавления восстания, в 1178-м, Тамара взошла на трон.
В 1184 году Георгий умер. Оставшись одна без твердой опоры, она решила найти надёжного помощника для управления страной в лице мужа, так как часть грузинской знати не была довольна водворением на престол женщины, да еще с таких юных лет.
Первым ее супругом стал сын владимирского князя Андрея Боголюбского Юрий. Выбор на его кандидатуру пал чисто с прагматических соображений. Во-первых, он был христианином, во-вторых, не имел в Грузии родственников и сторонников, значит, станет подчиняться тем, кто его возвысил. Свадьба Царицы Тамара и Юрия состоялась в 1185 году.
Однако этому браку не суждено было продлиться долго. В личной жизни Юрий проявил себя как человек весьма грубый и заносчивый, склонный к развлечению и выпивке. По этой причине, дождавшись необходимого момента, оттеснила Юрия от власти, отправив его в ссылку в Константинополь. В 1187 году Царица Тамара стала настоящей правительницей страны.
После развода с Юрием Царица Грузии вышла замуж за осетинского царевича Давида Сослана. Они поженились в 1188 году в Дидубийской церкви Рождества Богородицы, той самой, которую отец Тамары построил в честь ее рождения.
История не сохранила для нас портрет Давида Сослана. Его описывали как человека образованного, красавца богатырского телосложения, отважного воина и мудрого полководца, любящего мужа и отца. Если даже в этих описаниях есть преувеличение, то небольшое.
Вряд ли Тамара смогла бы полюбить человека, не обладавшего несомненными достоинствами. Тем более, что военные победы Давида принесли ему заслуженную славу. Это он в 1191 году разбил войско вернувшегося из Константинополя Юрия, желавшего вернуть себе трон и жену. Когда некоторые историки пишут о том, что мятежников усмирила сама Тамара, верится с трудом. Как раз в 1191 году она родила сына Георгия, будущего грузинского царя Георгия IV. Затем Давид Сослан разбил правителя Азербайджана Абу Бекра, потом — румского султана Рукн-ад-Дина.
(Алиса Бецкая «Коронная красавица и воин. Семейная жизнь царицы Тамары и Давида сослана восхищала современников и потомков» https://happysvadba.ru/history/3821.html)
В этой биографии из жизни царицы Грузии Тамар интересен факт, разгрома в 1191 году войск вернувшегося из Константинополя Юрия, желавшего вернуть себе трон и жену. Возможно, именно с этой армией наемников пришлось столкнуться тремстам чеченских героев и т1ерлоя, возможно, это были кто-то из персидских правителей ,который так же хотел заполучить прекрасную царицу и не менее прекрасную Грузию в свой «гарем». 
Может быть все это только легенды и домыслы, придуманные влюблёнными поэтами и сказителями, дабы подчеркнуть отношения между народами и правителями Кавказа. Аллаху об этом известно лучше! Однозначно, утверждать можно лишь то, что история любви чеченского героя к грузинской царицы достойна,  чтобы она обрастала легендами. 

Ислам Сайдаев
Апрель 2018 г.
(записано 15 апреля 2018 г. со слов Хожи Базаева, терлоевское ущелье с. Къеричу).

 

25 апреля отмечается День чеченского языка. В преддверии этого праздника корреспондент ИА «Грозный-информ» пообщалась с главным редактором республиканской общественно-политической газеты «Даймохк» Бувайсаром Шамильевичем Шамсудиновым, который любезно ответил на наши вопросы. 

Бувайсар Шамильевич, вы много лет возглавляете издание, которое выходит в свет на чеченском языке. Расскажите о роли чеченского языка в нашем обществе?

- Сегодня весь мир, любое государство имеет свою государственную атрибутику (герб, флаг, гимн), Конституцию. И здесь очень важен такой элемент как государственный язык. В данном случае - это чеченский язык. Мы знаем, как наше руководство понимает насколько значимо для народа развитие чеченского языка, культуры, традиций и обычаев. Глава Чеченской Республики Р.А. Кадыров издал указ о Дне чеченского языка, потому что он как никто знает о значимости чеченского языка в нашем обществе. Чеченский язык - это наша идентичность как нации.

Как Вы думаете, каким образом мы сможем сохранить нашу самобытность?

- Наша самобытность заключается в нашей многовековой культуре, сохранении, развитии и популяризации чеченского языка и письменности.

Много ли у газеты «Даймохк» подписчиков?

- После прошедших военных действий, когда шло формирование всех органов государственной власти, началось и возрождение культуры, были реанимированы СМИ региона. Общественно-политическая газета «Даймохк» начала выходить в свет тиражом до трех тысяч экземпляров. В настоящее время газета имеет около 3000 подписчиков. Пользуясь случаем, хочу отметить, что наши соотечественники, живущие за рубежом, к примеру, в Иордании, постоянно благодарят нас за нашу работу в направлении развития и популяризации чеченского языка и письменности. Мы плодотворно общаемся с нашими соотечественниками и оказываем им консультативную и иную помощь в совершенствовании чеченского языка.

В настоящее время сформировался молодой состав коллектива газеты, который делает все возможное для популяризации чеченского языка и письменности.

В мировой истории широко освещены и известны события, связанные с проникновением Российской Империи в переделы Кавказа. Преданы перу и записаны в анналах истории почти каждые боевые стычки и конфликты, которые складывались у горцев с русским корпусом, с казаками и другими защитниками интересов Российского государства на Кавказе. Однако, мало кому известны страницы истории взаимоотношений горцев с Россией, которые свидетельствуют о дружбе, преданности и взаимоуважения царизма к горцам. Эти факты почему-то принято замалчивать или не афишировать в российской историографии. 

Чтобы пополнить этот пробел в нашей отечественной истории, выявить и предать гласности некоторые мало освещаемые или вовсе не известные факты нашего прошлого инициирован этнокультурный проект «ЗОВ ПРЕДКОВ».

А началась эта история следующим образом.

Несколько лет тому назад, в силу своей общественно-политической деятельности пришлось пересечься с доколе мне неизвестным общественником Сайпуддином Гучиговым, который представился как руководитель НКО «НАШ ДОМ – ГОРОД ГРОЗНЫЙ». Не могу сегодня точно сказать, была ли встреча к моей удачи или к несчастью, это покажет будущее. Однако, я узнал от него много интересного о нашей истории и языке, но это были не общеизвестные истины, а как говорится, «предания старины глубокой», рассказы и мифы, передаваемые горцами от поколения к поколению, от отца к сыну и т.д.

В одной из наших поездок в горы, куда мы направились с нашими уважаемыми гостями с соседних регионов, для ознакомления их с прекрасами наших гор и ущелий, мы проезжали через селение Нихалой, по направлению к селению Итум-Кали, не доезжая до арки, стилизованной под чеченские башни, с правой стороны лежит небольшой мостик, наличие которого выдают лишь два ряда сложенных камней по его границам, вместо перил, указывая на который вдруг Сайпуддин заявил: «А это мост, построенный в честь приезда в Чечню Александра цесаревича, позже известного как царь Александр II».

Сначала я было подумал, что Сайпуддин пошутил, так как множество раз проезжал мимо этого моста, не придавая ему ровным счетом никакого значения. Да и не только я, судя по тому, что здесь нет никакой памятной доски, говорящем о том, что по этому мосту проезжал будущий российскийимператор.  Я его спросил на сколько его заявление достоверно.

 «А как же, доподлинно известно, что цесаревич Александр несколько раз бывал в Чечне, сначала будучи наследником престола, а позже уже будучи и императором», - ответил мне Сайпуддин, ничуть не смутившись моего вопроса.

«Ну я что-то слышал о дружбе чеченцев с царями, и о том, что они посещали царский курорт в с. Горячеводском, который расположен прямо   рядом с нашим родовым селением Толстой-Юрт, но что, кто-то из Романовых проникал так далеко в горы, признаться, я слышу впервые»,- ответил я.

«Как же, не проникал!?», - не унимался Сайпуддин, уже решивший по своей манере общения затеять со мною спор на эту тему.

«Как раз справа по направлению от моста по сопке лежала старая дорога, по которой горцы нашего рода тумсой поднимались в родовые земли. Я помню, как мои старики рассказывали, что цесаревич Александр стоял вот на том утесе над мостом и смотрел вниз в глубокое ущелье, говорят, после этого он приказал построить мост в дар чеченскому народу», - начал свой рассказ Сайпуддин, указывая в направлении гор.

 «Это уже интересно, и я думаю, не только для меня, эти факты проливают новый свет на отношения горцев с царизмом и особенно в отношении царизма к горцам», - заинтригованно начал я развивать тему.

«А есть еще какие-то свидетельства или очевидцы того, что здесь был цесаревич и что именно он приказал построить этот мост?», - спросил я Сайпуддина.

 «Да! Я ни раз это слышал от разных людей старшего поколения, которые жили в этих горах. Здесь есть наш родственник, которому мы можем заехать и пообщаться на эту тему. Я думаю, он сможет подтвердить сказанное мною», - ответил Сайпуддин и мы решили заехать к этому человеку по пути обратно.

К сожалению, на обратном пути мы не застали этого местного жителя у себя дома, но договорились с ним по телефону приехать через некоторое время к нему в гости, чтобы записать эту информацию.

Второе наше путешествие к мосту, с целью сбора информации, состоялось примерно через неделю, и мы встретились с местным жителем селения Нихалой Дени Ижаевым, который подтвердил нам сказанное Сайпуддином Гучиговым, о чем нами были сделаны соответствующие видео и письменные свидетельства.

Всю дорогу до Грозного я обсуждал эту тему с Сайпуддином, и уже на второй день после поездки стал искать подтверждения к сказанному им в печатных источниках и публикациях, в интернет сети, и стал названивать моим товарищам историкам из Грозного и Москвы. Надо сказать, что нашел много интересного из того периода, связанного с пребыванием не только Александра Николаевича, но некоторых других царских особ на Кавказ, и в частности, в Чеченскую Республику того времени.

Исторические источники свидетельствуют о том, что представители рода Романовых не раз посещали чеченские горы.

В статье «Царские путешествия на Кавказ», опубликованной в интернет версии журнала «Родина», рассказывается, что несколько раз правящие государи и члены царствующей фамилии посещали Кавказ. Целями этих поездок были как демонстрация высочайшей заботы о провинциях Империи, так и приобретения новых знаний и впечатлений об управляемом ими государстве. И так перечислим некоторые даты и события из известных нам источников.

Зарема Ибрагимова, в своем исследовании данной темы: «Российские императоры и кавказские горцы-диалоги и сотрудничество», отмечает следующее:

«Российские императоры с членами своих семей регулярно посещали Кавказ. Эти путешествия царствующих особ крайне скудно освещены в исторической литературе, хотя архивных источников сохранилось довольно много. Еще меньше историки пишут о пребывании в качестве делегатов на торжественных приемах в столице Российской империи представителей коренных жителей Кавказа. О непосредственных встречах российских императоров с чеченцами сведений в исторической литературе практически нет, никогда эта тема не являлась предметом специального исследования учёных. Сохранились лишь отдельные архивные документы, свидетельствующие о довольно ярких, запоминающихся встречах императоров с чеченцами в разные годы, вовремя и после завершения Кавказской войны, как на военной периферии, так и в столице империи, на личных приемах у императора»[1].

Первым Северокавказский регион Российской Империи посетил Николай I, (отец Александра II), проехавший по региону в 1837 г., в разгар Кавказской войны. Который был настроен весьма решительно с целю положить конец нерадивому управлению регионом, на развитие которого было затрачены огромные средства из царской казны. Во время путешествия его ждало не мало опасностей, так как времена тогда были смутные, горцы объединились вокруг Имама Шамиля и вели войну против Российской Империи. Поэтому Николая Павловича во Владикавказе убеждали не рисковать, общаясь с местным населением. "Все это вздор!", - ответил царь и на следующий день бесстрашно ступил в толпу из трехсот горских депутатов, представителей "племен левого фланга". Он велел им распространить всюду его приказ прекратить грабительские набеги на казачьи станицы. Затем император подошел к стоявшим отдельно вайнахам-карабулакцам, выбрал из них великана свирепого вида с длинным кинжалом, положил руку ему на плечо и сказал переводчику: "Передайте этому народу, что они дурно себя ведут, и чтобы они, пока продолжается мое благоволение к ним, постарались как можно скорее исправиться". Старший карабулак робко сказал, что они боятся возможного принуждения к перемене веры. Николай показал на свой горский конвой: "У меня все веры терпимы, и вот ваши дети могут передать вам, что и у них в Петербурге есть мулла». Посетив регион Николай I, остался доволен своими караулом, который состоял из верноподданных Российской Империи, в том числе состоявшие из турок, армян и горцев Кавказа, которые впоследствии были награждены отдельно отчеканенными медалями.

Царь был настолько доволен своим караулом, что после возвращении в столицу император издал указ, который обязывал кавказское командование присылать каждые два года в Лейб-гвардии Кавказский полуэскадрон, созданный за десять лет до того, по 12 человек из знатных горских фамилий. Николай I решил, что люди, проявившие беспредельную преданность в рискованной обстановке, будут столь же надежны и на гвардейской службе.

Он также распорядился принять на учебу в Дворянский полк горских юношей. Им предстояло оказаться в чужих краях, в окружении "неверных" сверстников. Начальник III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии граф А.Х. Бенкендорф составил инструкцию для персонала этого военно-учебного заведения и для русских кадетов. Они должны были кавказцам-мусульманам "не давать свинины и ветчины, строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними... Телесным наказаниям (горцев. - В.Т.) не подвергать, вообще наказывать только при посредстве прапорщика Туганова, которому лучше известно, с каким народом как обходиться". Тем не менее почти никто из кабардинской и балкарской знати не согласился отправлять сыновей учиться в Петербург. Горские аристократы опасались, что их отпрыски вдали от дома забудут родной язык и обычаи. Но чтобы начальство не усмотрело в таком отказе бойкота правительственной политики, было решено послать в обучение детей второстепенных дворян-узденей. [2]

Как свидетельствуют источники, в первый раз Цесаревич Александр Николаевич, облаченный в горскую форму - черкеску прибыл в Грозной из Ставрополя в 1850 г, чтобы после этого через Ингушетию и Осетию, направиться по Военно-Грузинской дороге в г. Тифлис.

         Александр II, старший сын Николая I, посетил Кавказ несколько раз - в 1850 году, когда был еще наследником престола, и в 1861, 1871 годах – уже, будучи императором. К приезду царя местные власти старались не ударить «в грязь лицом» и очень тщательно готовились. В высокогорной Чечне колесных дорог после завершения войны не было, но для проезда императора в 1870 году была проложена дорога на Ботлих (из Терской области в Дагестанскую область), что в значительной степени в дальнейшем улучшило экономическое положение местных жителей, так как повысило уровень торговых связей Чечни с Дагестаном и Грузией. Чеченцы стали называть эту дорогу «Царской». «Царская» дорога спускалась с Керкетского перевала (6 993м.), на котором была установлена каменная пирамида в память посещения императором Александром II Кавказа, проехавшего здесь в 1871 году.

После завершения крестьянской реформы в 1871 году Александр II в сопровождении двух сыновей: наследника цесаревича Александра Александровича (в будущем - императора Александра III) и великого князя Владимира Александровича отправился на Кавказ, чтобы ознакомиться со сложившейся там обстановкой. Монарх посещает Петровск (ныне - Махачкала), Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), последний оплот Шамиля - аул Гуниб. Царь объехал также Чеченскую равнину, был в столице Терской области - Владикавказе, а также посетил Поти, Кутаиси, Тифлис. Александр II путешествовал в сопровождении цесаревича, великой княгини и своего брата Михаила Николаевича – наместника на Кавказе. Александра II, как и его отца Николая I в свое время, сопровождал в путешествии большой конвой конных горцев из местных почетных фамилий. По примеру своего покойного отца, император тоже приехал на Кавказ не с пустыми руками. По его личному распоряжению, на Санкт-Петербургском монетном дворе было изготовлено в два приема (1500 и 1800 штук) 3300 медалей. В качестве награды он вручал их сопровождавшим его чинам почетного конвоя, высоким местным чиновникам и представителям различных групп депутатов, посещавших его. Медали были изготовлены из серебра. Носили медаль «Кавказ-1871» на груди, на ленте ордена святой Анны. Также в честь на Кавказ императора местная администрация подготовила списки чеченцев, которым были вручены медали «За усердие». В круг этих лиц входили как простые жители чеченских аулов, например, наград удостоились Дударка Хайдаев, Чангарой Улюхаев, так и военные из Терской постоянной милиции, а также служащие: словесные переводчики народного суда и письмоводители при наибах.

Во время поездки императора по Терской области ему подавались прошения от разных сословий, в том числе и от горцев. Для разбора жалоб была создана специальная комиссия, на каждое прошение давался обстоятельный ответ. В некоторых случаях император лично накладывал свою резолюцию. В 1871 году горцами, состоящими в ведомстве военно-народного управления Дагестанской области на высочайшее имя, было подано прошение. Жители приграничного района Дагестанской области хотели оставить исключительно в их пользовании Андийские высоты, которыми пользовались в то время ичкеринцы (чеченцы). Спор об этих горах возник еще в 1861 году, журнальным постановлением Особой комиссии, утвержденной в 1868 году императорским высочеством эти горы были признаны казенными. Главнокомандующий Кавказской армией на прошении вывел свою резолюцию: «Полагал бы отказать», и чеченцы продолжили пользоваться спорной территорией.

Приезд императора на Кавказ служил поводом для местных жителей не только обращаться с просьбами, но и легализовать свои традиционные институты народного самоуправления. После крушения имамата делались попытки оживить старые народные обычаи вайнахов. Вновь был поднят авторитет старейшин, шейхов, мулл и алимов. Мехк-кхел, или диван, как его стали называть вайнахи в период войны, собирался подпольно. Только в 1879 году он собрался открыто в Чаберлоевском обществе. Это заседание Мехккхела посвящалось приезду Александра II на Кавказ. Его приезд был использован как повод, чтобы легализовать традиционную вайнахскую общественную структуру. [3]

«По-настоящему рискованная ситуация сложилась во время посещения Кавказа цесаревичем Александром Николаевичем осенью 1850 г. Будущий великий реформатор проезжал через окрестности чеченского аула Урус-Мартан под охраной верных казаков. Вдали показались всадники в узнаваемых нарядах. Прокатился крик: "Чеченцы!" 32 летний Александр поскакал в ту сторону, и вся свита устремилась за ним. Даже тогдашний кавказский наместник князь М.С. Воронцов, которого по причине преклонного возраста и слабого здоровья везли в экипаже, испугавшись ответственности, взобрался на коня и бросился за цесаревичем. Казаки с победными криками и с шашками наголо летели в атаку, две полевые пушки из обоза развернули в сторону неприятеля и выстрелили картечью. Чеченцы не ожидали такого напора и ускакали прочь, оставив одного убитого и нескольких лошадей. Михаил Воронцов, возносивший молитвы за то, чтобы с наследником престола ничего не случилось, представил Александра Николаевича к ордену Св. Георгия.

Выяснять отношения с народами Кавказа Александру II пришлось в 1861 г. В то время уже закончилась война в Чечне и Дагестане, но продолжались бои на северо-западе региона, в землях адыгов (черкесов). В головах генералов и чиновников созрел план выселения непокорных туземцев в Османскую империю. Уже на границе Кавказского наместничества, в Тамани, императора встретила депутация из пятисот адыгов. При приближении его все они сложили оружие на землю, поклонились, а их старейшина обратился с прошением: его соплеменники будут самыми лучшими и верными подданными, станут строить дороги и крепости для русских войск, лишь бы остаться на родине. Александр пообещал сделать для этого все возможное, и адыги с радостными восклицаниями двинулись всей толпой провожать его.

Вторично Александра II прибыл на Северный Кавказ в 1871 году в сопровождении казаков, русской милиция и кабардинских князей с узденями. Проезжая через территорию Чечни, Александр наблюдал, как "громадная толпа чеченцев" лихо джигитовала по пути его следования. Более тысячи их составили царский конвой в Терской области11. Никакого негативного настроя император не почувствовал. Его недоступная сакральная персона, как и образ всякого государя, вселяла в горцев суеверное уважение. В день его прибытия в чеченский аул Ведено 14 сентября 1871 г. в семье одного местного жителя родились близнецы. Под впечатлением знаменательного события отец дал им имена Александр и Михаил…»[4]

В честь приезда в Чечню АлександраII, в 1861 году, в Грозном были установлены Александровские ворота («Красные ворота»). В честь Императорам АлександраII была названа улица и площадь в г. Грозном.В 1920 году ее переименовали в улицу Первомайскую, а уже в 1932 из-за строящейся трамвайной линии «Красные» или Александровские ворота снесли. Ныне эта улица называется ул. им. Али Митаева. [5]

Таким образом поработав с историческими материалами, я обнаружил множество свидетельств того, что царская династия Романовых не только периодически посещала Чечню, но и проводила некоторые строительные работы.  На ряду с фортификационными сооружениями, служившими для обороны крепости Грозной, строились еще и мосты, и дороги, для облегчения сообщения горцев с новой администрацией. Прошло более века после этих событий, но сегодня мы видим, как Федеральный центр России, следуя старой царской традиции строит дороги и мосты в Чеченской Республике. Сегодня, как и столетия назад, расширяется и укрепляется дорога по направлению Итум-Кали, где по сей день сохранился мостблиз селения Нихалой, построенный в дар благородным чеченцам от Александра II.

Ислам Сайдаев

 

 

Источники:

  1. Зарема Ибрагимова, «Российские императоры и кавказские горцы-диалоги и сотрудничество»
  2. Жур. «Родина», «Царские путешествия на Кавказ»https://topwar.ru/86387-carskie-puteshestviya-na-kavkaz.html
  3. Зарема Ибрагимова, «Российские императоры и кавказские горцы-диалоги и сотрудничество»
  4. «Царские путешествия на Кавказ»https://topwar.ru/86387-carskie-puteshestviya-na-kavkaz.html
  5. Информационное агентством «Чечен-инфо» http://checheninfo.ru/18314-chechenskie-hroniki-nachalo-hh-veka-aleksandrovskaya-ulica-i-krasnye-vorota.html

Календарь событий

ПОМНИМ!

РУКОВОДСТВО