Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Батаев Д.К-С., Ибрагимов К.Х, Салгириев P.P., Алхотов У АЭС

Общественная палата Чеченской Республики,

ЧГПУ, ГГНТУ им. акад. М.Д.Миллионщикова, АН ЧР, КНИИ

им.X.И.Ибрагимова РАН, г. Г розный

С началом XXI века человечество устойчиво вступило в эпоху постиндустриального общества, сопутствующим неотделимым элементом которой является высокопроизводительная промышленность, основанная на индустрии знаний и инновационной экономике, предполагающей конкуренцию во всех её направлениях. Жизнь постиндустриального общества немыслима без постоянного наращивания научных разработок, которые служат основой инновационного развития экономики и формируют надежную базу индустрии знаний. Следствием внедрения инноваций является то, что рынок труда сокращается и реструктурируется.

Естественно, в технических и иных вузах должны предъявляться серьезные требования к качеству подготовки студентов. В стенах этих вузов должны готовиться       высокообразованные специалисты,

высокопрофессионально ориентирующиеся в мире технических и технологических знаний, способные осуществлять инновационно   обоснованную эффективную экономическую деятельность. Наряду с профессионализмом и компетенцией современные выпускники технических вузов должны обладать и такими востребованными индустрией качествами, как способностью быстро адаптироваться к требованиям рынка, работодателя и постоянно меняющимся условиям труда, стремлением к непрерывному повышению своего интеллектуального и профессионального уровня, развитию личностных и психологических качеств под стать запросам современного инновационного производств

 

Вместе с тем, проведенный нами в ГГНТУ им. М.Д. Миллионщикова опрос выпускников строительного факультета выявил, что весьма мал среди них процент специалистов, способных проявлять инициативу при отстаивании своей позиции в решении той или иной производственно­строительной задачи, готовых экспериментировать и идти на оправданный риск. Совсем мало было выявлено и тех, кто мог, в соответствии с ситуацией, реально оценить её последствия и изменить свой ролевой статус, положительно повлиять на производственный и психологический климат в коллективе, войти в доверие и наладить деловые отношения с членами коллектива.

Как негативные, можно назвать и следующие недостатки в подготовке специалистов: каждый из выпускников строительного факультета готов работать только по одной специальности «инженер-строитель»; ни один из них не уверен в том, что по окончании вуза им будет предоставлена возможность систематического повышения уровня квалификации в соответствии с меняющимися техническими и технологическими инновациями. Не способствует этому и отсутствие научно-технической библиотеки для пополнения профессионального и культурного багажа знаний, как это было в довоенном г. Грозном. Выпускники вуза при возможном трудоустройстве не видят перспектив роста ни в оплате труда, ни в повышении в должности.

Однако, радует то, что почти для всех выпускников строительного факультета ГГНТУ, наряду с ростом зарплаты, приоритетными были возможность повышения профессионализма и компетентности, наличие условий для реализации своего потенциала. Важнейшими личностными качествами инженера-строителя они всецело признают коммуникабельность, доброжелательность, вежливость и тактичность, навыки установления деловых контактов.

Также в один голос они заявляют, что критерием их качественного

обучения в ГГНТУ может выступать такой показатель, как полная

профессиональная пригодность, выражающаяся в том, что специалист- выпускник может автоматически влиться в строительный коллектив и полноценно, с первого дня, выполнять должностные обязанности без доучивания на производстве. Отсутствие большей частью этого момента свидетельствует о недостатках в прохождении производственных практик, о недостаточном подходе к их организации как со стороны ГГНТУ, так и производственных строительных площадок, куда направляются на практику студенты. Поэтому, мы считаем качественным такое техническое образование, когда на выходе из вуза формируется специалист, максимально адаптированный к современным технико-технологическим требованиям, а значит, и максимально полезный производству.

Однако, возникает вопрос:        как оценить качество образования

выпускника технического вуза? Единой формулы ответа на данный вопрос, к сожалению, на сегодня нет. Хотя имеется система менеджмента качества выпускника, разработанная в соотвестствии с международными стандартами, но она сегодня не прижилась, поскольку требует много времени и средств на свою разработку, и поэтому, ради отписки, превратилась в формальную подготовку пакета документов для текущей отчетности вуза.

В этой связи единственным перспективным направлением подготовки

технологически «подкованных» инженеров-строителей нам представляется

такое, которое основано на прямых контактах типа «вуз-строительное

предприятие». Предприятие в соответствии с возрастным движением кадров

заявляет вузу подготовку конкретных специалистов. Причем подготовка

может оказаться целевой: предприятие проводит профориентационную

работу с выпускниками школ, выявляет наиболее пригодных по своей

специальности и рекомендует вузу, возможно, и оплачивает обучение. На

протяжении обучения его в вузе строительное предприятие интересуется

учебными результатами и личностными качествами, поведением своего

протеже, организует на своей базе прохождение его производственных

практик, выполнение курсовых и дипломной работ, т.е. целенаправленно, в

соответствии со спецификой своего производства, готовит достойную замену специалистам, выходящим на пенсию. Более того, кураторами студентов- будущих специалистов должны быть, как раз, эти пенсионеры, которые смогут передать молодым специалистам не только свой богатый багаж знаний, но и житейского опыта. Отсюда вывод: должно быть налажено тесное взаимодействие по системе: «предприятие (работодатель) - школа - научное учреждение - вуз».

Поднимаемая на круглом столе и в нашей статье проблема является весьма актуальной для современных специфических условий Чеченской Республики, и обусловлена следующими соображениями:

-                наблюдается и прогнозируется тренд на длительную перспективу - это значительный рост населения, в том числе, трудоспособного, с одной стороны, и рост востребованности современного производства в высококвалифицированных, технологически подкованных кадрах специалистов;

реальные прогнозные количественные показатели этой востребованности со стороны работодателей в ЧР не изучаются. В силу этого идет стихийный процесс подготовки кадров, ориентированный сугубо на платежеспособность населения, из-за чего, уже наблюдается резкий дисбаланс между количеством выпускаемых специалистов и востребованностью в них конкретных работодателей, а также низкое качество подготовки специалистов;

-                из-за отсутствия связи «вуз-производство» вуз не несет никакой отвественности за качество теоретических знаний выпускаемых специалистов, а производство - за привитие практических навыков производства студентам-парактикантам;

-                но даже при наличии высокого образовательного ценза выпускники

вузов лишены в полной мере реализовать свой багаж знаний на

производстве, поскольку часто не имеют возможности трудоустроиться по

профилю своей специальности. Например, вынуждены устраиваться на

работу в правоохранительные органы. Другими словами, ведется стихийная подготовка специалистов без увязки на их природную склонность к конкретной специальности и на рыночный спрос на конкретный вид специальности;

-                в школах отсутствует налаженная вузами и работодателями профориентационная работа, из-за чего абитуриенты лишены возможности грамотно ориентироваться в выбираемой специальности и делать осознанный, правильный, соответствующий их природным задаткам выбор специальности;

-                в большинстве своем руководители предприятий ЧР недооценивают преимуществ повышения технологических знаний своих специалистов, что подтверждается тем, что затраты на эти цели не превышают половины процента от фонда заработной платы;

-                технологическое образование в республике страдает тем, что в вузовских лабораториях и мастерских ориентировано на сферу часто ручного, т.е. ремесленного, а не технологичного труда, из-за чего серьезно подрывается идея инновационного технико-технологического образования. Материально-техническое, научно-методическое и организационное обеспечение технологического образования в вузах республики нуждается в серьезном обновлении;

-                отсутствует многоуровневость подготовки технологически развитых специалистов, предполагающей подготовку специалистов по нескольким взаимосвязанным специальностям для возможности, при необходимости, оперативной переориентации работы специалиста на смежную специальность;

-                организация технологического образования студентов в техническом вузе не носит системного научно-обоснованного характера, и поэтому, не направлена на стимулирование процесса технико-технологического обучения студентов и формирование технологически значимых профессиональных качеств будущего специалиста и т.д.

Проблема технологического образования в современном постиндустриальном обществе настолько актуальна, что выдвигает задачу открытия во всех вузах, независимо от их отраслевой специализации, факультативной дисциплины «Технология», что позволило бы ознакомить будущих специалистов с основами современных технологий, обучить их выполнению ряда взаимосвязанных и единичных технологических операций, и в целом, формировать технологически развитую современную личность с высоким уровнем профессиональной культуры.  

Рабочая группа Общественной палаты ЧР по экспертизе, с участием представителей общественного совета при министерстве автомобильных            дорог ЧР, министерства транспорта и связи ЧР, НКО, провела общественное обсуждение («нулевые чтения») проекта федерального закона №1047264-6                   «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и представляет следующее заключение:

         1. Подавляющее большинство старых дорог федерального и регионального значений проходят через населенные пункты. При растущем ежегодно количестве автомобильного потока на дорогах, пропускная способность улично-дорожной сети (ширина улиц, количество полос движения, возраст дорог с их несущей способностью) не отвечают современным требованиям организации дорожного движения и грузоперевозок, что создает социальную напряженность, загрязняет окружающую среду, увеличивает количество ДТП на улицах.

Более эффективный метод решения вышеуказанных проблем-строительство объездных дорог в обход городов и крупных населенных пунктов одновременно              с выполнением предлагаемых законопроектом мероприятий. Это разгрузило бы уличную сеть от транзитного транспортного потока, особенно от грузового транспорта, который в большей степени загрязняет окружающую среду, наносит вред дорогам и представляет повышенную угрозу для жизни и здоровья людей.

2. Введение ограничений «посредством взимания платы за движение» создаст социальную напряженность.

Неудобства, которые создаются для участников дорожного движения, не должны быть платными, если же взимается плата, то должен быть альтернативный вариант удобный и безопасный, как для участников дорожного движения, так и для проживающего в этом регионе населения (если это в черте населенного пункта или поблизости от него).

3.1. Вводимые в соответствии с законопроектом нормы платы за проезд,                   с введением временных ограничений движения, за парковочные места отразятся на платежеспособности населения, и будет способствовать росту социальной напряженности.

3.2. Альтернативные варианты всегда должны оставаться как обязательная часть законопроекта, а платные парковочные места должны устанавливаться в процентном соотношении к общественным (бесплатным).

3.3. Предусмотренный в соответствии с пунктом 2 статьи 13 законопроекта размер платы не должен устанавливаться владельцем парковки, а должен регламентироваться установленными расценками на уровне региональных и муниципальных властей (далее с индексацией в соответствие с инфляцией).

4. В пункт 5 статьи 11 законопроекта предлагается текст: «На дороге запрещается размещение сооружений или объектов, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения».  В соответствии с последним абзацем пункта 3 статьи 18 предлагается «внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения …… или либо его повторное утверждение осуществляется не реже чем один раз в три года». В таком случае, вновь построенный объект в течение определенного времени (года, может и двух лет)             не будет присоединен к дороге. 

В законопроект предлагается внести дополнения, что в случае согласования Застройщиком со всеми необходимыми службами, разрешается в данной части проекта внести дополнительные изменения и что все затраты, связанные в связи с внесением изменений, производятся за счет Застройщика.

5. При принятии данного законопроекта потребуются дополнительные финансовые затраты, в связи с чем необходимо внести изменения в федеральное законодательство по увеличению нормативов отчислений в доходы дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

6. Для повышения эффективности данного законопроекта необходимо:

 Сделать обязательным внедрение предлагаемых мероприятий (пункты 3 и 4 статьи 11; пункт 1 статьи 12) при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений, а на уже существующих дорогах выполнение этих мероприятий оставить как право собственника (владельца) дороги, так как ширина уличной сети не всегда позволяет выполнить предлагаемые в законопроекте мероприятия.

Пункт 4 статьи 11 обязывает все органы, уполномоченные в области организации дорожного движения, принимать меры «по строительству объектов, связанных с распределением грузов (за исключением ОМС с населением менее 1000 жителей). Во-первых, большинство населенных пунктов с численностью 1000 и более жителей находятся на значительном расстоянии от больших дорог, во-вторых, туда поступает абсолютно незначительное количество грузов и нет необходимости создавать пункты их перераспределения.

За основу следует взять населенные пункты с численностью 10 000 и более жителей и в данном пункте определить это как право, а не обязанность, так как законопроект финансовые средства для реализации указанного пункта не предусматривает, а штрафные санкции за неисполнение в законопроекте предусмотрены.

8. Законопроект содержит правовые пробелы:

Согласно пункту 5 статьи 17 (второй абзац) комплексные схемы «…разрабатываются и утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации…», а согласно пункту                7 данной статьи «…подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления, утвердившего данную схему…».

В статье 18 не предусмотрены сроки разработки, рассмотрения и утверждения проектов организации дорожного движения в случаях ЧС.

Принятие данного законопроекта в предложенном варианте, без дополнительной проработки, повлечет за собой возникновение коллизий в регулировании соответствующих правоотношений.

По мнению участников общественного обсуждения, коррупционные факторы в законопроекте не содержатся.

 

Рабочая группа Общественной палаты ЧР по экспертизе

Уважаемые участники заседания!

 

Прежде всего, поздравляю с юбилеем!

Десятилетняя деятельность Общественной палаты связана с историей, социально-экономическим развитием, духовно-нравственным возрождением республики. Мы горды, что являемся участниками процесса позитивных преобразований, фундамент которых заложил первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров. Преемственность его курса в делах, настойчивости и последовательности Рамзана Кадырова – автора многих социально-экономических, общественно-политических инициатив, направленных на создание комфортных условий жизнедеятельности людей.

Чеченская Республика устойчиво приняла черты динамично развивающегося и перспективного субъекта Российской Федерации. Общество характеризуется единением патриотической консолидацией. Яркое подтверждение этому, состоявшийся 19 января 2015 года миллионный митинг «Мы любим пророка Мухаммада (с.а.в.), осудивший провокационные карикатуры французского издания Шарли Эбдо, заявившей приверженность ценностям межконфессионального согласия; крупномасштабная республиканская акция «Рамзан Кадыров – патриот России!» (март 2016 г.), подтвердившая неизменное следование курсу, одобренному народами Чеченской Республики на референдуме в марте 2003 года. Импульс в укреплении российской гражданской идентичности, формировании российской гражданской нации придала гражданская инициатива - акция «Бессмертный полк» - шествие в городе воинской славы - Грозный. призванная сохранить память о солдатах и офицерах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, о каждом, кто, не жалея жизни, боролся за освобождение Родины. Помним, как наше общество с патриотическим подъемом откликнулось на воссоединение Крыма с Россией. Можно и еще привести примеры. Акцентирую внимание на эти события, чтобы с их высоты взглянуть на наше безрадостное прошлое, напомнить насколько сложны были проблемы, которые предстояло решить А-Х. Кадырову для возвращения республики в конституционное поле России.

Разгул терроризма, правовой беспредел, расколотое, доведенное до упадка гражданское общество – этими негативами характеризовалась ситуация в республике в момент назначения в 2000 году А-Х. Кадырова на должность Главы Администрации ЧР. Он вел рутинную работу и вывел республику на путь позитивного развития.

Считал, что гражданское согласие следует обеспечить путем широкого консенсуса в обществе по разнообразному кругу базовых идей и ценностей. Эта мысль проходила красной нитью в его выступлении на съезде народов ЧР в г. Гудермес в декабре 2002 года, на котором было одобрено его предложение о проведении референдума и как мы все знаем, явилось фактором и условием национального примирения. Создавались структуры власти, наряду с ними общественные структуры. Выстраивалась платформа для диалога общества и власти – необходимая для политической системы демократического типа государства, для общественного развития, социальной активности населения, вовлечения активных граждан в процесс управления государственными и общественными делами.

Издав 24 октября 2002 года Указ за № 76 «О дополнительных мерах по обеспечению законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» Ахмат-Хаджи Кадыров создал условия для реанимирования процесса возникновения и развития институтов гражданского общества, реализации правозащитной программы. Следует особо отметить: в общественных организациях А-Х. Кадыров видел важную составляющую в деле социально-экономического , духовно-нравственного возрождения республики, в качестве приоритетных направлений государственной политики выделял развитие институтов гражданского общества и социального партнерства.

Приведу законодательные инициативы нормативно правовые акты республики, подчеркивающие актуальность взаимоотношений власти и общества и согласующиеся с демократическими преобразованиями в ЧР.

3 июля 2006 года был издан Указ Президента Чеченской Республики № 187 «Об утверждении Общественной палаты ЧР». Данным указам было утверждено положение «Об Общественной палате ЧР» и установлено, что это положение действует до принятия Закона ЧР «Об Общественной палате ЧР». В соответствии с этим положением были утверждены члены Общественной палаты Iсозыва в количестве 50 человек.

Распоряжением Президента Чеченской Республики № 269 от 12.09.2007 г. создано учреждение «Аппарат Общественной палаты ЧР»

В декабре 2007 года издается Указ Президента ЧР за № 451 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в ЧР».

22 апреля 2009 года Парламент принимает законопроект «Об Общественной палате ЧР», предложенный Президентом ЧР Рамзаном Ахматовичем Кадыровым. 19 мая 2009 года (№35–РЗ) этот закон подписал Президент ЧР, являлся основополагающим документом в деятельности Палаты II созыва, который был сформирован в марте 2010 года в составе 40 человек и является правовой базой для ныне действующего состава IIIсозыва, который сформирован в составе 40 человек в июне 2014 года.

В данный закон неоднократно, в разные годы, вносились изменения. Законодательством предусмотрено, что Общественная палата – постоянно действующий независимый общественный орган по развитию институтов гражданского общества, общественного контроля и взаимодействия граждан с органами государственной власти Чеченской Республики и органами местного самоуправления, призвана обеспечить защиту прав и свобод граждан. О том, посредством каких форм и методов эти положения закона реализуются, скажу позже.

- 4 декабря 2013 года Указом Главы Чеченской Республики за № 218 создан Совет при Главе ЧР по развитию гражданского общества и правам человека (председатель Алиев Т.М.)

- 8 июля 2014 г. за № 98 издан Указ Главы Чеченской Республики «О порядке образования общественных советов при органах исполнительной власти». При содействии Общественной палаты при всех органах исполнительной власти созданы общественные советы. Однако, не все они оправдывают свое предназначение. Есть которые довольствуются вывеской, играют декоративную функцию. Здесь нам надо проанализировать ситуацию, принять меры, чтобы общественные советы играли конструктивную роль в системе общественного контроля. Созданы общественные советы и в большинстве федеральных управлений по ЧР.

- 19.01.2015г. принят Закон ЧР №2-РЗ «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чеченской Республике»

В 2014 году министерство экономического, территориального развития и торговли ЧР утверждено в качестве уполномоченного органа по ведению реестра  СО НКО (данное министерство активно взаимодействует с Общественной палатой, ведет реестр, готовит и реализует на конкурсной основе программу государственной поддержки некоммерческих организаций, обрабатывает информационные материалы общественных советов).

Как мы знаем, действуют федеральные законы «Об общественных объединениях» (№ 82 от 19.05.1996 г.), «О некоммерческих организациях» (№ 7 от 12.01.1996 г.), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки СО НКО» (№ 40 от 05.04.2010 г.), «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (№ 76 от 10.06.2008г.).

Система общественного контроля подкрепилась принятием федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» (№ 212 от 21.04.2014 г.). Важно назвать недавно принятый Федеральный закон от 23.05.2016г. № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации». Проектный вариант данного закона рассматривался на совместном заседании профильного комитета Парламента ЧР и Совета Общественной палаты ЧР, затем экспертная группа Общественной палаты принимала участие в выездном заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в мае 2015г. в г. Ессентуки, где обсуждались предложения по совершенствованию законодательства в сфере деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации.

Предполагаем, что региональные законы об общественных палатах будут в новой редакции приведены в соответствие с вышеуказанным федеральным законом.

Как видим, правовая база для институтов гражданского общества за последние десять лет претерпела изменения и в целом является благоприятной.

Я не планирую подробное изложение деятельности Общественной палаты за 10 лет. В информационных сводках, ежегодных докладах приводится анализ состояния дел в третьем секторе, также отражена работа Общественной палаты, ее постоянных комиссий, рабочих групп. Приведу только отдельные, на мой взгляд, важные моменты. В ходе встреч с общественностью республики, в том числе и встречах с членами Общественной палаты в апреле 2010 года, затем в июне 2014 года, на различных гражданских форумах Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров определял проблемы, в решении которых он желал бы активное участие как Общественной палаты, так и общественных организаций.

Так, выполняя его установки, Общественная палата ввела систему проведения Дней Общественной палаты в населенных пунктах, внедрила практику адресных встреч, бесед с молодежью во взаимодействии с департаментом по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР, Духовным управлением мусульман, министерством ЧР по делам молодежи, МВД по ЧР, министерством ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации, органами местного самоуправления, нацеленные на формирование здорового образа жизни, на противодействие проявлениям терроризма, экстремизма, наркомании, коррупции. Важное место заняли вопросы профилактики нарушений правил дорожного движения. В данном направлении мы имеем активное сотрудничество с ГИБДД по ЧР.

Мы ставим задачу формирования в обществе антикоррупционного климата, атмосферы неприятия идеологии терроризма, экстремизма, различных антиобщественных проявлений и считаем, что определенные положительные результаты в данном направлении имеются.

Актуальность данной задачи сохраняется и сегодня. За 10 лет своей деятельности Общественная палата организовала и провела более 2-х тысяч мероприятий по различной тематике. Проводимы в различных форматах (общественные слушания, круглые столы, общественные обсуждения, дискуссии, встречи и т.п.) мероприятия – не самоцель. Темы их подсказаны самой жизнью. Акцентировалось внимание на вопросах реализации Единой Концепции духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, майских Указов Президента РФ. Не являясь органом власти, Общественная палата помогает обращающимся к ней общественным организациям, рядовым гражданам решить конкретные вопросы, связанные с соблюдением их законных прав и интересов.

Опыт и знания большинства членов Общественной палаты, их профессиональный ресурс, гражданская позиция, востребованы обществом, работают на его благо. Они не оторваны от людей, живут и работают в их гуще, из которой видны проблемы людей, узнают, что их волнует.

Сегодня мы адресуем слова благодарности членам Общественной палаты, подчеркнуто тем, кто работал на начальном этапе ее образования. Им было нелегко. Организовать и наладить работу новой общественной структуры, в непростых условиях, дело непростое. Здесь в зале присутствует Сайд-Эмин Джабраилов, он возглавлял Общественную палату I созыва. Желаем Вам, Сайд-Эмин, здоровья, всего самого доброго!

Немало конкретных дел на счету Общественной палаты. Взять к примеру, активное участие в масштабной Всероссийской акции «Мы не были на той войне…» под девизом «Мы наследники Великой Победы», организованную членами Палаты Дадуевым Магомедом, Бураловой Маликой, Мамакаевым Эдуардом, сотрудниками аппарата Общественной палаты в тесном взаимодействии с Архивным управлением Правительства ЧР, министерством ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации, министерством труда, занятости и социального развития, министерством культуры и другими. На призыв активно включиться в сбор документальных свидетельств об участниках войны – наших земляков с энтузиазмом откликнулись государственные и частные учреждения, общественные объединения, СМИ, музеи, владельцы семейных архивов. Широко анонсировалась акция в СМИ, вдохновенно подчеркивая ее политико-воспитательную, культурно-образовательную и нравственно-историческую значимость для народа. Было подготовлено и направлено в Общественную палату РФ около 200 цифровых интерактивных материалов, включающих в себя более 400 фотографий и биографических сведений наших земляков – участников Великой Отечественной войны.

Общественной палатой был инициирован конкурс «Предприниматель года», позволивший акцентировать внимание заинтересованных органов к решению проблем предпринимательского сообщества. Здесь следует отметить активную работу представителей Палаты Ялмаева Рустама, Керимова Ибрагима, Солтаева Мансура, Бугаева Максима, Хугаевой Хасипат, Хасанова Мусы.

Также, организация шефства членами Палаты Хаджимурадовым Магомедом, Заурбековым Ароном, Хаджимурадовым Абухажи над восстановлением системы водоснабжения с. Алхан-Кала, общественное содействие в устранении аварии (вследствие паводков т.г.) на водопроводной магистрали через р. Сунжа; разрешение конфликтной ситуации – земельного спора в с. Алхазурово, затронувшего интересы группы граждан – это далеко не весь перечень общественно-полезных дел Общественной палаты ЧР. Можно привести немало примеров решения наболевших вопросов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Весомый вклад в процесс развития гражданского общества вносят Сайд-Хусейн Сайдаев (потомок Курейшитов), Магомед Дадуев, Малика Буралова, Салгириев Рустам, Дагун Омаев, Хамзат Хирахматов, Рамазан Дудаев, Машар Айдамирова, Якуб Абдулкадыров, Рабу Аздаева, Григорий Куценко, Бувайсар Шамсудинов, Альфира Курганова, Ваха Муртазалиев, Алу Каримов, Муса Дунаев, Умар Алхотов, Максим Бугаев, Рамзан Кушаев, Рабу Аздаева, Лейлаъ Аюбова, Абдулхалит Джабраилов, Тамара Кагирова, Малика Омарова, Денилсолт Яхьяев, Ибрагим Базаев, Сацита Исраилова, Саламу Умалатов, Яха Сайдулаева, Салам Магамадов, Мансур Солтаев, Мамий Муцаев, Марьям Висаитова и другие, представляющие Общественную палату в ее структурной форме. К сожалению, есть члены Палаты, хотя их мало, но они есть, которые не утруждают себя ответственностью за исполнение возложенных на них обязанностей и в должной мере не оправдывают оказанное доверие.

На юбилейном мероприятии не принято персонофицировать недостатки, но, тем не менее, скажу, что всем нам надо самокритично оценивать свою деятельность. Не мешало бы задать вопрос «Какова эффективность моего личного участия в работе Палаты?» Критика должна быть, это своего рода катализатор устранения недостатков. Но она должна быть доброжелательной, объективной и конструктивной. Как говорится, критикуя, предлагай, предлагая, по возможности, прими личное участие в реализации предлагаемого.

В Послании от 04.12.2014 года Федеральному Собранию В.В. Путин отмечал, что региональные общественные палаты должны включиться в комплексную экспертизу законопроектов и государственных решений, в том числе и в рамках так называемого нулевого чтения, которое призвано служить эффективным механизмом обратной связи. Общественная палата совершенствует практику общественной экспертизы. Данное направление деятельности обозначено в числе основных. Так, в текущем году состоялись нулевые чтения по 40 законопроектам республиканского уровня и 16 законопроектам федерального.

Заключены соглашения о сотрудничестве с Парламентом ЧР, Прокуратурой ЧР, Уполномоченным по правам человека в ЧР, Управлением юстиции по ЧР, с рядом республиканских министерств, со всеми общественными палатами СКФО. Также соглашения, с учетом интересов сторон, заключены с общественными палатами Самарской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, Республики Южная Осетия. Плодотворное взаимодействие налажено с Советом при Главе ЧР по развитию гражданского общества, с региональным отделением ОНФ, общественным советом СКФО.

Общественная палата участвует в проекте «Перспектива», который инициирован Общественной палатой РФ, поддерживает гражданские инициативы, деятельность НКО. Мы будем и дальше активно сотрудничать, поддерживать те общественные организации, которые не стоят на месте, а активно заявляют о себе. Сегодня мы имеем структурированное гражданское общество, которое обновляется, пополняется новыми некоммерческими организациями. Возникают новые формы самоорганизации граждан. Вместе с тем, есть некоммерческие организации, которые прекратили свою деятельность, числятся на бумаге. Здесь требуется дальнейшее упорядочение, принятие решений по их упразднению. Проблемы развития некоммерческого сектора найдут свое подробное обсуждение на предстоящем в г. Грозный в августе т.г. форуме «Сообщество» СКФО.

Члены Общественной палаты включены в состав общественных советов при органах исполнительной власти и рассчитываем, что их участие будет способствовать повышению эффективности работы этих советов как субъектов общественного контроля.

Общественная палата адекватно реагировала на различные вызовы, провокационные вылазки, ущербные для Чеченской Республики, для гражданского согласия. Так было и в отношении решения Южно-Сахалинского городского суда и предвзятых заявлений некоторых российских псевдоправозащитников, также ущербных рассуждений отдельных деятелей культуры вокруг именования моста в г.Санкт-Петербург и т.д.. Позиция Общественной палаты находила поддержку Общественной палаты Российской Федерации, ряда региональных палат.

Действительность вносит свои коррективы и ставит новые задачи, требует активизации потенциала граждан, структур гражданского общества. По-прежнему усиления внимания требуют вопросы совершенствования системы общественной экспертизы, общественного контроля, повышения качества диалога «Власть и общество».

23 августа будем отмечать 65-ую годовщину со дня рождения первого Президента ЧР, Героя России А-Х. Кадырова. Общественная палата ЧР при поддержке министерства образования и науки ЧР инициировала в мае т.г. проведение в учреждениях образования уроков мужества «Ахмат-Хаджи: талант лидера, мужество личности». В плане проведение и других тематических мероприятий.

Предстоит проведение мониторинга (общественное наблюдение) соблюдения избирательных прав граждан на предстоящих выборах 18 сентября т.г..

В заключение своего выступления хочется пожелать новых социально-значимых идей, успехов в реализации намеченных планов, здоровья, благополучия и общественного признания.

Спасибо за внимание!  

Резолюция

расширенного пленарного заседания, посвященного 10-летию образования Общественной палаты Чеченской Республики

 

21 июля 2016 г.                                                                                        г. Грозный

 

Участники пленарного заседания отмечают, что за время своей деятельности Общественная палата ЧР выросла в самостоятельный институт гражданского общества. Накопила определенный опыт, совершенствует формы и методы своей деятельности. Организовано взаимодействие с органами исполнительной власти, общественными структурами. Общественная палата становится эффективной площадкой диалога власти и общества, возрастает ее роль в процессах социально-экономического развития, духовно-нравственного возрождения республики.

Вместе с тем, ее потенциал используется не в полной мере. Недостаточным остается уровень влияния на развитие некоммерческого сектора республики. Требуется дальнейшее упорядочение и структурирование НКО, расширение их доступа к оказанию социальных услуг. Нуждается в совершенствовании практика общественной экспертизы, общественного контроля.

 

Участники пленарного заседания считают:

 

- приоритетными для Общественной палаты являются задачи, вытекающие из Посланий Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию, установки Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, обозначенные им на ряде встреч с общественностью республики;

- требуется конкретное участие представителей институтов гражданского общества в подготовке и проведении мероприятий, приуроченных к 65-й годовщине со дня рождения первого Президента Чеченской Республики, Героя России А.А. Кадырова, в организации форума «Сообщество» СКФО в г. Грозный, в проведении мониторинга соблюдения избирательных прав граждан на предстоящих выборах 18 сентября т.г.;

- обеспечивая преемственность в работе, следует шире использовать в деятельности Общественной палаты ЧР лучшие практики региональных общественных палат России, факторы гражданской активности;

- необходимо активизировать комплексное независимое исследование законопроектов, нормативно-правовых актов на соответствие правам и законным интересам граждан, повысить действенность механизма «нулевого чтения», правоприменительной практики законодательства об общественном контроле;

- в центре внимания должны находиться вопросы реализации Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, развития некоммерческого сектора республики, повышения качества диалога «Власть и общество», формирования российской гражданской идентичности, поддержки и развития гражданских инициатив;

- следует больше уделять внимание проведению социологических исследований по наиболее важным вопросам жизнедеятельности людей;

- необходимы законодательные изменения в республиканских нормативно-правовых актах в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2016г., № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации».

 

24.05.2016г.                                                                                                                                 г. Грозный 

         Участники общественных слушаний, рассмотрев гражданскую инициативу, отметили актуальность и значимость поднятых вопросов, Предложения граждан, проживающих в частном секторе, благоустраивать улицы, также прилегающие к их домовладениям территории с соблюдением  архитектурных требований, заслуживают внимания и поддержки. Благодаря усилиям Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова преобразились города и села республики, проживание в них стало комфортным. В республике проводится целенаправленная работа по благоустройству, озеленению и санитарной очистке, прилегающих к домовладениям территорий, как государственными и коммерческими службами, так и жителями. Вошло в традицию проведение республиканских месячников, субботников. Построен ряд объектов с современным архитектурным обликом. Ведется и намечено строительство инновационных объектов социального и экономического назначения. Обустраиваются парки, проспекты, бульвары, улицы. По праву, архитектурными достопримечательностями являются мечеть имени Ахмата-Хаджи Кадырова «Сердце Чечни», высотный комплекс «Грозный-Сити», «Мемориальный комплекс славы им. А.А.Кадырова», «Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова»,  «Государственный Русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова», национальный музей Чеченской Республики, мечеть г. Аргун, национальная библиотека им. А. Айдамирова и другие.          

             В ходе слушаний участники отметили существующие проблемы, которые свойственны не только городским поселениям, но и сельским.

             На ряде  улиц созданы выступы, сужения, заграждения заборами пешеходных дорожек, препятствия проезда спецмашин и т.д.

             Из-за неоправданного сужения улиц отсутствует возможность создания кармана  для остановки общественного транспорта,  вследствие чего транспорт вынужден останавливаться  прямо на дороге, перекрывая движение (к примеру, в г. Грозный - ост. Поворот ул. 8-е марта, перекресток возле Западного автовокзала - ул. Левандовского и т.д.).

        Участники слушаний считают необходимым рассмотреть вопросы выноса «Товарного двора» за пределы г. Грозный, обустройства объездных дорог в целях минимизации отрицательного влияния транспорта, особенно грузового, на городскую инфраструктуру, на безопасность дорожного движения. Некоторые существующие объездные дороги города Грозного или перекрыты или не до конца восстановлены (к примеру: в г. Грозный ул. А. Башаева, ул. Хабаровская) и т.д.

      Участники слушаний поддерживают разработку проекта объездных дорог города Грозный и в соответствии с данным проектом предоставление в дальнейшем земельных участков, или пересмотра ранее предоставленных.

            Имеют место случаи межевания земли в соприкосновении с красной линией, практически не оставляя места между дорогой и земельным участком.

         Нередко, после ремонта проезжей части или после укладки асфальта, канализационные люки оказываются ниже или выше уровня дороги, что вызывает справедливые нарекания участников дорожного движения.  

       Развитие железнодорожного транспорта – один из вариантов разгрузки автомобильных дорог. Функционирующая Ищерско-Червленная ветка не способствует привлекательности пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. Предлагается обратить внимание на целесообразность восстановления железнодорожной ветки «Грозный-Слепцовская-Назрань».

         Участники слушаний озвучили пожелания туристов об установлении городских санузлов, предложения граждан по освобождению улиц от захламлений, неиспользуемой авто и другой техники, упорядочению схем устройства искусственных дорожных неровностей с соблюдением требований стандарта (норматив: длина от 3,0 до 3,5 м, максимальная высота 7,0 см), разработке рекомендаций по вопросам обустройства, экологии и архитектурного вида улиц, особенно частного сектора.

      В решении обозначенных проблем, признано важным взаимодействие служб муниципальных образований, архитектуры, участковых, средств массовой информации, общественных и религиозных организаций, всех заинтересованных органов.

          Участники мероприятия призывают всех жителей республики принять активное участие в обустройстве, улучшении архитектурного вида улиц и территорий, развитии экологической культуры.

 

          Участники общественных слушаний рекомендуют:  

  1. Министерствам, ведомствам, правоохранительным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям республики рассмотреть, в части касающейся, решение поднятых участниками общественных слушаний проблем по теме «О гражданской инициативе по вопросам, архитектурного вида улиц, благоустройства и содержания в чистоте территорий, прилегающих к домовладениям по месту проживания граждан».
  2. Госкомитету по архитектуре и градостроительству ЧР разработать рекомендации по обеспечению надлежащего архитектурно-экологического вида улиц частного сектора городских и сельских поселений и довести их до сведения органов муниципальных образований.
  3. Мэрии г. Грозный совместно с ОАО «РЖД» по ЧР рассмотреть вопрос о целесообразности переноса товарного двора за черту г. Грозный.
  4. Комиссии Общественной палаты ЧР по вопросам трудовых отношений, социальной политики и предпринимательства, общественным и религиозным организациям предусмотреть осуществление мероприятий по широкой поддержке общественно-полезных гражданских инициатив.
  5.  СМИ регулярно освещать лучшие практики по благоустройству, санитарной очистке улиц и территорий, предусмотреть участие в общественных мониторингах.

Общественная палата ЧР провела общественное обсуждение проекта Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Рабочая группа по экспертизе обобщила замечания и предложения, сформулировала по законопроекту (на основании ответов на поставленные вопросы экспертами Общественной палаты ЧР) следующее заключение

-Предлагаемые в законопроекте меры не являются оптимальными, а способ решения проблем,достаточным.

-Качество работы по кадастровой оценке определяется не типом исполнителей, к которым в настоящее время предъявляются новые повышенные требования, а качеством данных, содержащихся в Государственном кадастре.

-По большинству объектов учета – отсутствует информация, требуемая даже Госкадастром, не говоря о том, что та часть информации, которая предоставляется для оценки, абсолютно недостаточна.

-Если представители бюджетного учреждения, намерены самостоятельно собирать какие-либо характеристики по объектам кадастрового учета, то статус таких данных не определен, и, непонятно, как проверить их достоверность.

-Без совершенствования учета в рамках Госкадастра проблема не будет решена.

-Единая методика охватывает методологию построения математических моделей по данным рынка. Однако, в ряде муниципальных образованиях рынок либо пассивен, либо просто отсутствует. Поэтому такая методика – изначально недостаточно корректна.

-Проблема методики в том, что она основана на таком перечне ценообразующих факторов, которые, как считают авторы нынешних методических указаний  по государственной кадастровой оценке земель, действуют практически везде, а это далеко не так.

-Из-за того, что влияние, например, расстояния до центра населенного пункта, как правило, учитывается, но влияет ли оно реально на стоимость – неизвестно, соседние участки могут стоить неодинаково. Таким образом, неясно, как будет работать предлагаемая методика, сможет ли она обеспечить отсутствие ошибок.

-В полной мере не определена связь категории кадастровой стоимости с экономической средой рыночной экономики. Фактически, единственная связь – только через методику. А как методика может меняться, дополняться, корректироваться – информация отсутствует.

-Нет четкого законодательного определения кадастровой стоимости как экономической категории.

-В законопроекте следует отразить требования к квалификации, ответственность государственных оценщиков за ошибки, несоблюдение методологии. Отсутствует описание процесса экспертизы результатов.Между тем, заявитель, который не согласен, должен указать на конкретную методологическую ошибку в отчете. Много ли таких граждан, способных найти методологические ошибки в отчете об оценке?

-Реформа в том виде, как она предложена в законопроекте, по мнению большинства участников экспертизы,  не нужна. По новым критериям – в стране есть 10-15 юридических лиц, которые выполняют работы по государственной кадастровой оценке. Необходимо закрепить этот институт, а кадастровые палаты должны улучшить учет и нести ответственность за качество заносимых в Госкадастр данных.

- В проекте Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» о рыночной стоимости нигде нет упоминания, так что непонятно, что именно госструктуры будут определять.

-Законопроект существенно не влияет на улучшение информации в Госкадастре. А это – основа достоверной оценки.

-В законопроекте просматривается аффилированность государственных оценщиков и заказчиков.Давление на независимых оценщиков – оказать существенно труднее, чем на государственного оценщика. По-существу, зависимость государственного оценщика от заказчика (государственного органа или муниципалитета) – создает почву для коррупции.

-Улучшение проблем с кадастровой оценкой возможно при условии кардинального совершенствования информации в Госкадастре. В последнее время в средствах массовой информации, в качестве главных виновников имеющихся недостатков и ошибок при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости “назначены” независимые (частные) оценщики, чем вводят в заблуждение население, ссылаясь, что из-за этого  нет единой методики кадастровой оценки. Все оценочные организации, в том числе и частные оценщики, осуществляют государственную кадастровую оценку   по единой методике, утвержденной Минэкономразвития РФ. При этом было бы справедливо упомянуть государственные оценочные организации, такие как ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (осуществляло большинство работ по государственной кадастровой оценке, в том числе и объектов капитального строительства практически по всей стране), ликвидированное в 2013 году ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» (в свое время монополизировавшее государственную кадастровую оценку земельных участков), ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» г. Санкт-Петербург и другие. Планируется, что структура государственной кадастровой оценки для реализации данного законопроекта будет создаваться из ничего во всех субъектах России. В какую сумму это обойдется бюджетам регионов, а также федеральному бюджету? Для чего и зачем Минэкономразвития России предлагает создавать совершенно новую систему государственной кадастровой оценки, когда можно и достаточно реформировать и более четко регламентировать сам механизм осуществления такой оценки, разработать критерии и методики ее проведения, а также способы осуществления контроля за их неукоснительным выполнением?

 

         Рабочая группа Общественной палаты ЧР по общественной экспертизе законопроектов

Мы очень ценим культуру грузинского народа, с которым всегда дружили и поддерживали братские отношения.

Р.А. Кадыров, 29 декабря 2014 г.

РИА ФедералПресс.

 

Текущим летом произошло два события, на первый взгляд, не связанных друг с другом, однако имеющих глубинную историко-культурную перспективу: вышла очередная книга известного писателя, историка Саид-Хамзата Нунуева «Древний край Нахистан» и буквально недавно учредили Комитет грузино-чеченской дружбы. А объединяет эти события то, что в книге С-Х. Нунуева много внимания уделено закавказскому прошлому нашего народа, а для названного общества главный приоритет – это, естественно, сохранение и углубление контактов с грузинскими братьями по крови.

Вначале об информации в замечательной книге С-Х. Нунуева, в которой автор приводит удивительно интересные факты и народныя предания из далёкой истории вайнахо-грузинских взаимовлияний. О военно-политических и социально-бытовых связях – общности исторического пути наших народов. Под названием «Нахистан» автор объединяет все земли, где с древних и древнейших времён проживали наши далёкие предки. В частности, он отмечает: «В раннее средневековье и на рубеже новой эры нашими прямыми предками были аланы, цанары, дзурдзуки, глигвы, матиены, таргамосиане, нахчматьяне, эры, гергеры. Нахами были, по утверждению самих грузинских учёных, огрузинившиеся со временем двалы, пшавы, сваны, тушины, хевсуры. В более глубокой древности – алародии (урарты, нахарары), хурриты, миттанийцы (нахирийцы), шумеры.

Сенсационное сообщение о тесной связи древних нахов с закавказскими и переднеазиатскими цивилизациями было сделано в середине шестидесятых годов выдающимся кавказоведом, профессором, лауреатом Ленинской премии Евгением Ивановичем Крупновым, – отмечает Нунуев, – и цитирует его: «…С изучением прошлого многонационального Кавказа связывается и проблема этногенеза определённого круга древних и самобытных народов, образующих особую языковую группу (так называемую иберийско-кавказскую семью языков). Как известно, она резко отлична от всех других языковых семей мира и оказалась связанной с древнейшими народами Передней и Малой Азии ещё до выступления на историческую арену индоевропейских, тюркских и угро-финских народов».

Чеченцы относятся к нахско-дагестанской языковой группе, в свою очередь, примыкающей к иберийско-кавказской, то есть являются автохтонами Кавказа. В нахскую группу, рассматриваемую частью учёных как отдельное звено, входят чеченцы, ингуши и бацбийцы (цова-тушины).

На рубеже новой эры в Закавказье, на территории Восточной Грузии, проживали нахские племена дзурдзуков (дурдзуков), широко известные в древних грузинских летописях «Картлис Цховреба» («Житие Грузин»). Согласно преданий, племена дзурдзуков были настолько влиятельны, что цари Картлии (восточной Грузии) считали за честь породниться с ними. Так, грузинский эристави (князь) Фарнаваз (III-II век до н.э.), как сказано в летописи, женившись на женщине из дзурдзуков, «обезопасил себя от всех врагов и стал царём над всей Картлией и Эгриси». Комментируя этот факт, грузинский учёный Абрам Шавхелишвили пишет, что это бесспорно указывает, что «…вайнахи имели в глубоком прошлом большое значение даже для такого сильного государства, каким была тогда Грузия».

В грузинских источниках относящийся к вайнахам этноним ДУРДЗУК впервые обнаруживается в «Сообщениях Григория Просветителя», датируемых IV веком новой эры. Оригинал указанного произведения не сохранился и это имя известно лишь в арабском переводе IX века, в котором интересующий нас этноним передан в форме «Д-Р-З-К-Й-Т». В собственно арабских сочинениях (сообщение Факих-Хамадани о стране Дзурдзукии, в которой находится множество крепостей, «каждая из которых – укреплённый замок»), название дзурдзуков появляется с X века. (Возможно, как полагает Нунуев, от сур дукъ – «войска хребет». Ср: хен сур – «стражи войска», от чего вероятно и грузинское название вайнахских горцев – хевсуры).

Можно предположить, что позже часть нахских племён расселилась в ущельях северного склона Большого Кавказского хребта, а другая часть осталась жить в Закавказье. Со слов академика И. Джавахишвили, в наше время «хевсуры, пшавы, сваны, двалы и некоторые другие представляются грунизированными племенами нахского народа», то есть оставшиеся в Грузии дзурдзуки в течение двух тысяч лет постепенно подверглись процессу ассимиляции, за исключением бацбийцев (цова-тушин).

Факт проживания нахских народов в Закавказье в доисторические времена находит подтверждение в работах ряда крупных специалистов – археологов, антропологов, историков.

Процесс взаимного проникновения нахов в Грузию и грузин на новую родину чеченцев и ингушей не прекращался практически никогда. Об этом пишет А.И. Шавхелишвили в работе «Из историй взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами», а также профессор Ю.Д. Дешериев в своём известном труде «Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов» (Грозный, 1963 г.).

На тесные экономические, культурные и политические связи между Грузией и Нахистаном в течение двух последних тысячелетий указывали авторы разных времён. В их числе - Леонти Мровели («История Грузии»), Вахушти Багратиони («Описание грузинского царства»), Мари Броссе («История Грузии»), А. Генко («Из культурного прошлого ингушей»), И.А. Джавахишвили («История грузинского народа»), В. Гамрекели («О племени двалов») и другие.

Нахистан соединяли с Грузией такие известные проходы через горы как Дарьяльский, Хуландойский, Аргунский. В настоящее время в Ахметовском районе Грузии живут такие вайнахские тайпы как майстинцы, мелхистинцы, терлоецы, хилдехароевцы, дишнинцы, нашхоевцы, аккинцы, фяппинцы, джераховцы. Этническая граница между местами проживания чечено-ингушских племён и Грузией проходит по линии от Башламского узла на стыке границ Дагестана, Чечни и Грузии до гор Тебулос-мта (Тюлой-лам) и Диклос-мта (Доко-Лам), истоков Ассы и до гор в районе Сиони в верхней части течения реки Терек.

Хуландойский проход ведёт в Тушети, на Парсму, а Аргунский проход – на Хевсурию, в Панкисское ущелье. Самый главный проход – Дарьяльский, здесь проложена Военно-Грузинская дорога. Она, в свою очередь, соединяется со всеми основными транспортными магистралями Грузии. Дарьяльский проход в раннем средневековье связывал вайнахов с грузинами при совместном отпоре арабских завоевателей. К примеру, совместными усилиями было отражено нападение в 736-738 гг. полчищ Мервана ибн-Мухаммеда.

О тесных культурных, духовных связях вайнахов с грузинами говорят такие факты, как строительство в Нахистане грузинскими миссионерами христианских храмов, один из которых – Тхаба-Ерды – сохранился в горах Ингушетии до наших дней.

Известны также древние поселения нахов на территории Грузии (Тушети) такие – Хисо, Дикло, Чиго, Чешо, Чонтио, Парема. К сожалению, от многих в наши дни сохранились только каменные развалины.

В данном контексте Нунуев далее вновь цитирует профессора Ю. Дешериева: «Алазанские горы, Панкисское ущелье – огромная живописная котловина, – окружённая зелёными склонами гор, служащими прекрасными альпийскими пастбищами». Над котловиной возвышается гора Борбало (круглая гора), у подножья которой озеро Аум. Оттуда берут своё начало реки Алазань, Риони, Аргун. Река Аргун, берущая начало в Грузии, протекает по всей южной Чечне через множество сёл, словно соединяя между собой нахов, испокон веков проживающих на южных и северных склонах Большого Кавказского хребта. Во время последних событий, связанных с боевыми действиями в Чечне, в Панкисское ущелье перебрались до двадцати тысяч беженцев, где были приняты родственными племенами по-братски.

Итак, дурдзуки (вайнахи) являлись в те времена (более двух тысяч лет назад) «половиной рода Кавкасианов», то есть сообщества племён и народов, живших, как указывается в «Картлис цховреба», по обе стороны Кавказского хребта.

Общий родоначальник нахов, Кавкас, возводится древними грузинскими летописями к пророку Ною: сын Ноя – Яфет; сын Яфета – Таршис; сын Таршиса – Та ргамос; сын Таргамоса – Кавкас. Вайнахи (дурдзуки) являются самыми знаменитыми потомками Кавкаса. Как отмечается в «Картлис цховреба, «над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета» и что «Дурдзук был самым знаменитым среди сынов Кавкаса». Получается, между Ноем и Дурдзуком лежит четыре поколения этнархов (патриархов, основоположников и правителей этноса), а между нахами, родоначальником которых в «Картлис цховреба» назван Кавкас, и Ноем лежат всего три поколения: Яфет, Таршис и Таргамос. Таргамос упоминается в Библии, в так называемой «Таблице народов», являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (см. «Бытие», гл. 10. ст. 3). Правда, в Библии имя этого персонажа звучит как Торгама.

Чеченцы в этногенетических легендах объясняют название Нохчи (Нахче) как «община Ноя», «народ Ноя». Учитывая, что имя пророка Ноя (мир ему) в древнееврейском оригинале Библии звучало как Ноах, а в Коране – Нух, а также то обстоятельство, что компонент «чи», по мнению учёных (например, немецкого лингвиста Дирра и академика Марра) есть старое яфетическое слово в значении «человек», «люди», эта «народная этимология» чеченцев имеет под собой серьёзные основания.

Из российских дореволюционных авторов о происхождении вайнахов с удивительной научной прозорливостью ещё в 1913 году писал Константин Михайлович Туманов в своей книге «О доисторическом языке Закавказья», изданной в Тифлисе. Проанализировав многочисленные материалы в области языка, топонимии, письменные источники и предания, автор пришёл к выводу, что ещё до выступления на историческую арену нынешних закавказских народов, здесь широко были расселены предки чеченцев и ингушей. Туманов ещё тогда предположил, что знаменитые «ванские надписи» — урартские клинописные тексты — сделаны предками вайнахов. Это предположение в последующем полностью подтвердилось. У учёных сегодня не вызывает сомнения, что из всех известных языков мира ближе всех к урарто-хурритскому стоит язык современных чеченцев.

В книге Нунуева говорится и об отважных закавказских предках вайнахов – цанарах. Здесь он цитирует историка Хасана Бакаева о том, «…цанары относятся к тем народам, чья роль в истории Кавказа настолько основательно забыта, что о них знает лишь узкий круг учёных-специалистов, занимающихся древними летописями. О цанарах не упоминают учебники по истории, о них не пишут научные монографии, о них нет ни картин, ни фильмов, ни художественных книг. Весьма короток и перечень статей, в которых в связи с различными историческими событиями на Кавказе упоминаются цанары.

Однако их именем полны средневековые и ещё более древние хроники греков, римлян, армян, грузин и арабов. Цанары произвели неизгладимое впечатление на своих современников. Арабские и армянские средневековые авторы пытались доказать родство своих народов с цанарами, к их названию добавляли почтительный эпитет «храбрые горцы», к ним обращались за помощью цари и вельможи сопредельных государств.

Этот народ предан забвению, но он не исчез. В Кахетии до сих пор живут их огрузинившиеся потомки — мохевцы. В Ингушетии — клан Мальсаговых и в Чечне — тайп ЧIантий, — прямые потомки цанаров, одной их самых славных частей вайнахского круга племён и народов.

Зимой 853 года цанары совершили самое великое деяние в своей истории. На южных склонах Большого Кавказа, у горловины Дарьяльского ущелья, они сначала остановили и затем наголову разбили 120 тысячную армию Багдадского халифа, вторгшуюся в Закавказье» (Х.З. Бакаев, «Забытая война забытого народа»).

Грузинские учёные знают, что цанары, эры, дзурдзуки, таргимосиане и множество других горских племён были предками вайнахов, и это – ещё одна причина братских вайнахско-грузинских взаимоотношений. Истоки духовного единения народов, которые невозможно забыть.

Создание Комитета чечено-грузинской дружбы в современных геополитических реалиях является разумным и гуманистически мотивированным решением, которое, на мой взгляд, будет с одобрением воспринято общественностью обоих регионов, так как способствует реанимации общественной памяти о наших общих предках; расширяет горизонт диалога на уровне гражданского общества; стимулирует восстановление близкородственных связей, безжалостно разорванные прежним руководством Грузии, которые запамятовали слова великого Шота Руставели: «Кто в беде покинул друга, сам узнает горечь бед».

Разумеется, создание упомянутой ячейки дружбы – это начало большого и тернистого пути, требующего и личного мужества, ответственности, громадного напряжения сил, мобилизации представителей разных сфер деятельности, бережного отношения к этой деликатной миссии, которая (очень на это надеюсь) в перспективе приведёт к полноценному восстановлению российско-грузинских отношений в целях достижения мира и стабильности на южных рубежах России и во имя будущих поколений.

Магомед Дадуев, к.полит.н.;

председатель постоянной Комиссии Общественной палаты ЧР по вопросам образования, науки и культуры

www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-информ" 

К приведённым ниже умозаключениям автора настоящей публикации сподвигла фраза, как-то обронённая неким "думающим" собеседником из категории ближайших родственников: "Знаешь, в чём я вижу одну из главных проблем нашего народа? Мы практически перестали употреблять в пищу продукты, взращиваемые на родной земле.

Едим не только хурму и бананы, но завозные яблоки, сливы и даже чеснок, которые спокойно могут расти и в условиях кавказского климата. А что, спрашивается, нам мешает внимательней относиться к нашей земле и питаться её плодами? Ведь домашняя пища воспитывает в нас и усиливает любовь к родной земле, собственному народу!"

Указанное утверждение действительно заставляет задумываться, обретая свою актуальность именно сегодня - в том числе и в контексте экономического эмбарго, которым страны Запада угрожают России. И здесь волей-неволей хотя бы из чувства долга наше поколение элементарно обязано будет развернуть всё своё внимание к природно-климатическим ресурсам родной республики и, прежде всего, интенсификации сельского хозяйства. В конце концов, на фоне повсеместно предрекаемого глубокого кризиса, ведь это вполне по нашим силам: организация и обеспечение экономической безопасности региона нашего обитания, да и всей страны в целом! Просто, надо действовать незамедлительно. Как знать, не выскажемся ли мы впоследствии знаменитой народной поговоркой: "Не было бы счастья, да несчастье помогло"? (Кстати, помимо продекларированной продуктивности и реальной пользы духовному и физическому здоровью нации, весь этот спектр рассуждений гармонично совпадает с общеизвестным тезисом о "поддержании отечественного производителя").

Безусловно, разрешение продовольственной проблемы является едва ли не ключевой перманентной задачей нашего бытия, с момента зарождения человечества. А иначе не существовало бы Божественных рекомендаций или запретов на употребление определённого перечня пищевых продуктов!

Буквально отовсюду через сопредельные регионы в нашу республику ежедневно тоннами завозятся съестные припасы. Понятное дело: питание необходимо, чтобы выживать и поддерживать силы! Но что же из себя в реальности представляет вся эта товарная номенклатура? Не отдаём ли мы свои кровные сбережения в обмен на медицинские диагнозы в будущем? Так что пока ещё не поздно людям в самый раз призадуматься над качеством регулярно принимаемой ими пищи!

Живя в веке развитых информационных технологий, умеем ли мы результаттивно использовать накопленные знания и опыт? И как же скудны наши сведения о вредоносности или целительных свойствах тех или иных продуктов питания! Небольшой пример: для нас не редкость разговоры о "дрожжевом" хлебе и о недопустимости его употребления в пищу. И, вопреки подобным предупреждающим сигналам, население в своей массе по инерции по-прежнему продолжает покупать и употреблять тот самый хлеб. Причём, со своей стороны производители хлебо-булочных изделий не спешат предлагать более достойной альтернативы. Похоже, необходима стимуляция на законодательном уровне, которая была бы связана с поощрением мелких и средних чеченских предпринимателей, изготавливающих, в частности, продукцию категории "халял". И при этом очень будет уместно параллельно проводить взвешенную (не хищническую!) налоговую политику, гарантирующую защиту предпринимателей от местного чиновничьего произвола, чтобы не душить неоправданными поборами хозяйственников, чья добросовестность заведомо является залогом людского здоровья...

Касаемо ценовой политики. Конечно же, здесь категорически недопустимо искусственное завышение стоимости на качественную продукцию в сравнении с ценами на "негодный" товар, который вообще никак не должен рассматриваться, ибо его вообще не должно быть в торговой сети! Не стоит обирать людей, создавая лазейки для недобросовестных дельцов и прочих любителей мгновенной наживы, которые лишь добавят сверх существующих проблем дополнительно ещё одну. Ведь здоровье нации нельзя создавать на контрасте между худшим и менее плохим - его надо выстраивать между хорошим и более лучшим!

Естественно, необходим грамотный профессиональный государственный контроль над продукцией, ввозимой, а также призводимой в республике. Именно здесь была бы крайне актуальна реально функционирующая структура: с химическими лабораториями и грамотными специалистами-диетологами, чьи рекомендации окажутся полезными для наших людей. В этом деле необходимы новаторы, так называемые "люди от Бога", жертвующие собственным покоем ради здоровья нации. А ведь есть в нашей республике люди, получившие такое образование, но их потенциал пока не задействан. И совершенно напрасно! Ведь это в наших интересах иметь в физическом и духовном понимании здоровую процветающую нацию! Не секрет, что мы из себя представляем именно то, что едим!

И вновь приходит осознание стратегической важности комплексного подхода к решению всех возникающих на нашем пути жизненных проблем. Забота о человеческом здоровье начинается не с ухода за больным; не с визита пациента к врачу с кучей накопившихся болячек; не с приёма нормальной пищи; и даже не с момента посевной и сбора урожая, а гораздо раньше: когда заранее в комплексе осмысливается, планируется, организовывается весь этот процесс, чтобы в итоге воплотить его в жизнь. А теперь перейдём к главному разделу настоящих рассуждений - здравоохранению, которое было и есть приоритетное направление любого общественного и государственного механизма.

Наряду с качественной медициной самой плодотворной борьбой с недугами является их недопущение, профилактика. Тем не менее, в силу различных социальных и бытовых стрессовых причин в обществе неумолимо растёт численность людей, страдающих диабетом, гипертонией, онкологией, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями. И, к сожалению, вопреки хвалёному кавказскому долголетию, по перечисленным негативным показателям из-за всех пережитых событий Чеченская Республика «по праву» держит пальму первенства среди российских субъектов.

Разумеется, многое делается для предотвращения возникшей угрозы здоровью населения. Однако в целом позитивные сдвиги не особо радуют, хотя функционируют превосходно оборудованные и оснащённые технически медицинские учреждения. При этом Минздрав ЧР регулярно выделяет квоты на выезд наших сограждан для обследования и лечения в ряде медицинских учреждений различных российских регионов. Несмотря на административно-финансовый ресурс, надо признать, при всей эффективности предпринимаемых мер, ситуация в сфере здравоохранения всё равно продолжает оставаться уязвимой из-за ослабленного иммунитета и, как следствие, прогрессирующего коэффициента заболеваемости населения.

В связи с вышеизложенным назревает идея о необходимости учреждения отдельной независимой структуры, которая займётся пропагандой здорового образа жизни. Таким ведомством в идеале призван стать Комитет пропаганды здоровья и долголетия нации, в чьи функциональные обязанности должны входить: 1) независимый мониторинг общей ситуации в сфере здравоохранения при наличия взаимодействия с официальными профильными структурами (Академия наук ЧР, Департамент пропаганды здоровья Минздрава ЧР, Комитет по экологии, государственный комитет по тарифам и ценам и другие); 2) создание психологического социального брэнда здорового долголетия нации; 3) пропаганда здорового образа жизни, мобилизация общества и государственных структур для сооружения в так называемых «спальных районах» населённых пунктов Чечни спортивных площадок, бассейнов, тренировочных залов, оздоровительных салонов; 4) для достижения максимально положительного результата должен осуществляться перманентный поиск альтернативных прогрессивных методов лечения населения, включая правильное использование природно-климатических особенностей региона традиционного долгожительства; 5) активное содействие в развитии указанной сферы и рекламе наукоёмких инновационных технологий.

Уверен: все озвученные мною выше предложения могут найти отклик и поддержку со стороны обществености, включая и медицинских работников, которые прекрасно знают, что профилактика заболеваний намного предпочтительней долгого трудоёмкого и мучительного лечения уже после обретения болезней. Ведь даже в выздоровевшем обществе врачебный персонал никогда не утратит своей актуальности, так как будет задействован в решении прежних задач, но только не в критических форс-мажорных условиях, а в профилактической стадии.

Ещё древние говорили: "В здоровом теле - здоровый дух!" И потому наша нация обязана стать более жизненной, здоровой и стойкой!

Зелимхан МУСАЕВ

ПОМНИМ!

Календарь событий

100 ЛЕТ

РУКОВОДСТВО