Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первых числах февраля игиловские пропагандистские интернет- ресурсы стали публиковать видео материалы о якобы сбитом российском самолете в небе над Сирией. Сначала не хотелось верить в эту шокирующую новость, думалось очередной «фейк» в череде пропагандистских атак на нашу страну. Однако, уже в   субботу Минобороны РФ подтвердило потерю штурмовика Су-25СМ в провинции Идлиб: самолет, выполнявший разведывательный полет, был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). Летчик - гвардии майор Роман Филипов - сумел катапультироваться из горящей машины, но попал в окружение и погиб в ходе перестрелки со сбившими машину боевиками.

Майор Роман Филипов до последних минут жизни вел неравный бой из штатного оружия, не подпуская боевиков. После окружения террористами, будучи тяжело раненым, когда расстояние до боевиков сократилось до нескольких десятков метров, российский офицер подорвал себя гранатой.

Спустя несколько дней министр обороны России Сергей Шойгу сообщил прессе, что майору Р. Филипову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Ну что же, как говорят французы «à la guerre comme à la guerre» («На войне, как на войне»). Война без потерь не бывает, как бы мы не хотели, но вся человеческая история – это история постоянных войн и военных конфликтов, и именно на войне рождаются герои, которыми мы восхищаемся, на примере которых растим наше подрастающее поколение патриотов. Как бы не было грустно, от того что майор М. Филипов пополнил плеяду героев России, погибших за родное Отечество, мы бы предпочли видеть его живым героем! Однако, Бог распорядился по-Своему!

Однако, не все так просто! Как говорит народная мудрость: «Война – это продолжение политики». Исходя из этого постулата, и зная расклад военно-политических сил на Ближнем Востоке, когда с одной стороны Россия в союзе с сирийским руководством борется с международным терроризмом, а с другой стороны, США в купе с террористами, которых сами объявили таковыми, борется против сирийского руководства и его союзников, возникают ряд сомнений в случайность этого очередного военного инцидента в небе над Сирией. Если вспомнить, что чуть более года назад такой же подлой атакой был сбит первый российский самолет над Сирией, целью которого, как выяснилось позже, было сорвать процесс сближения Турции и России, то возникают некоторые сомнения в том, что эта наша потеря было лишь эпизодом необъявленной войны против России, которая ведется на просторах Ближнего Востока.

На подозрения, что «тут не чисто играют», наводит и тот факт, что специалисты в военной сфере утверждают, что эта была классическая засада. Притом место засады и приманка была приготовлена заранее.

Во-первых, пуск ПЗРК был произведен по ведомому самолету, как и рекомендуют в методичках, разработанных американскими специалистами для боевиков по всему свету.

Во-вторых, пуск ПЗРК – это весьма хлопотное дело, место для пуска нужно выбирать заранее, проведя тщательное планирование операции. Промах в этом деле весьма не приветствуется командирами террористических групп и их хозяев, так как это слишком дорогое удовольствие. ПЗРК стоит не малых денег. Пуск должен быть осуществлен с такого расстояния, чтобы самолет не смог уклонится от ракеты. Обычно это бывает сделано при таком маневре, когда самолет не может резко изменить траекторию полета. В данном случае сразу два выстрела из ПЗРК было сделано, во время выхода из пикирования с набором высоты. То, что использовали два ПЗРК, что крайне редко, так же говорит о том, что это не случайность, а спланированная акция. Заказчику нужно было, во что бы то не стало сбить российский самолет. Факт того, что вся операция была снята боевиками одновременно с трех позиций (о чем свидетельствуют опубликованные видео), и последующая вакханалия вокруг обломков самолета, и попытки захватить в плен российского летчика, говорит о том, что кому-то очень было нужно показать уязвимость российской авиатехники и наших военных специалистов. Тут же как по мановению волшебной палочки рядом оказался и корреспондент «Ассошиэйтед пресс», сразу взявший интервью у боевиков и распространивший новость по всему свету.

Возникает вопрос: «Кому было адресовано это послание?»  

Если постараться найти ответ, то можно легко догадаться и об авторе послания и о его конечном пункте назначения.

В конце января текущего года, министр обороны России Шойгу посетил с дружественным визитом ряд государств Юго-Восточной Азии, среди которых была и государство Мьянма, вокруг которой не более полу года назад был поднят большой информационный скандал, связанный с нарушениями прав народа рохинья (межконфессионального конфликта, представленного властями ряда Западных стран, как геноцид этнической группы со стороны властей страны).

В ходе визита министра обороны России Сергея Шойгу в Мьянму была достигнута договоренность о покупке этой страной шести самолетов Су-30, об этом сообщила официальное военное ведомство России со ссылкой на замминистра обороны Александра Фомина. Шойгу посетил Мьянму 20–21 января в рамках поездки по странам Юго-Восточной Азии, в ходе которой он посетил также Лаос и Вьетнам. По словам Фомина, Су-30 станет основным боевым истребителем ВВС Мьянмы «для защиты территориальной целостности страны и отражения террористических угроз». По его оценке, Су-30, «являющийся основным истребителем ВКС России, на практике доказал боевые качества самолета мирового класса».

«Контракт с Мьянмой станет первым экспортным контрактом на поставку этого самолета новому эксплуатанту после того, как он был проверен в ходе боевых действий в Сирии, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Шести истребителей недостаточно для организации боевой службы в ВВС такой большой по территории страны, как Мьянма, поэтому общее количество закупаемых машин наверняка составит не менее 12–18 единиц, полагает эксперт. Экономика Мьянмы находится на подъеме и ее бюджет вполне справится с такими закупками, прогнозирует Макиенко. В 2000-е гг. ВВС Мьянмы закупили в общей сложности 32 более легких истребителя МиГ-29, но закупка Су-30 говорит о том, что ВВС этой страны нужны пусть и более дорогие, но более многофункциональные и современные самолеты, указывает эксперт. Кроме того, несколько лет назад Мьянма закупила порядка 10 учебно-боевых самолетов Як-130 производства «Иркута» и стала первым заказчиком китайско-пакистанского истребителя FC-1, разработанного в 1990–2000-е гг. при содействии российской компании РСК «МиГ» и оснащенного российским авиадвигателем РД-93», - сообщала российская газета «Ведомости».

Подобные прогнозы, конечно же, не могли не обеспокоить наших «союзников» по установлению мира на Ближнем Востоке. Обратите внимание, что в этом сообщении буквально речь идет о том, что наши «Сушки» хорошо зарекомендовали себя в Сирии. Представить реакцию на эту новость наших западных союзников не сложно, - «То, что вы еще живы – это не ваша заслуга, а наша недоработка», - наверно подумали в Госдепе США и решили действовать.

Буквально после нескольких дней после визита министра обороны России в Мьянму, 25 января 2018 года, официальный представитель госдепартамента Хезер Науэрт заявила, что США осуждает решение России продать Су -30 Мьянме. «Когда как большинство стран мира стремится к мирному урегулированию кризиса в Мьянма, некоторые государства предприняли шаги, которые могут усилить страдания и нестабильности в этой стране», - заявила представитель Госдепа США.

Таким образом «не мытьем так катанием», проведя эту подлую тайную операцию против российских ВКС в Сирии руками под контрольные США террористической группировки «аль-Нусра», Госдеп США, вероятно, надеялся сорвать договорённости между Россией и Мьянмой, показав несостоятельность утверждений наших экспертом, о том, что наши самолеты хорошо зарекомендовали себя в Сирии.

Есть еще и одна опасность! Реанимировав «игиловцев», показав их дееспособность, тем самым США перед выборами Президента России, хотят сократить шансы действующего Президента России на победу. Указывая российскому электорату на то, что якобы «не какой победы в Сирии вы, не одержали. Боевики как были в Сирии, так и есть, к тому же вполне боеспособны». В том числе это своеобразный призыв для потенциальных сторонников «ИГИЛ» (организации, запрещенной в России), которые, по всей вероятности, еще ждут своего реванша, что в свою очередь, может способствовать обострению предвыборной обстановки в мусульманских регионах России.

Все эти закулисные игры, ничто иное, как агония, в проигранной войне на Ближнем Востоке, которым сегодня охвачен Госдеп, и сколько бы они не старались «навести тень на плетень» из их игры ничего не выйдет. Ибо как писал знаменитый русский прозаик И.В. Крылов: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь!».

И. Сайдаев

6 февряля 2018 г.

 

 

(Материалы Международной научной конференции «Роль горцев Северного Кавказа в сохранении российской государственности»).                                                             

     История взаимоотношений, в том числе и боевого содружества, между русскими и предками современных чеченцев уходит своими корнями в глубь веков. В настоящее время науке становятся известными все новые факты союзнических отношений двух народов на разных этапах истории. Древняя Русь находила поддержку со стороны коренных народов Северного Кавказа (прежде всего чеченского, как крупнейшего автохтонного этноса в регионе) в борьбе с Хазарией, татаро-монгольскими полчищами, а в более позднее время, в период Смуты начала  XVII века, в защите страны от польских интервентов.

       Чеченский народ имеет сложную многовековую историю, историю созидания и творчества, разносторонних благотворных связей и взаимовыгодного сотрудничества с кавказскими, русским и другими народами.

     Чеченский этнос, тесно взаимодействуя с культурами народов России, через века пронес свои этнокультурные особенности: язык, обряды, обычаи, традиции, общественное устройство, духовно – нравственные ценности. Российско – чеченские взаимоотношения имеют многовековую сложную и противоречивую историю. Не всегда они складывались просто.

     В период царизма они во многом определялись имперской политикой завоевания и колонизации и ответным сопротивлением народа, хотя отнюдь не сводились полностью к этому, содержали определенный пласт сотрудничества, приобщения чеченцев к передовым формам хозяйствования и образованию. 

     Одновременно с совместными военными походами устанавливаются и дипломатические отношения северокавказских владетелей с Москвой. В 40 – 50-х гг. XVI в. Россия в упорной борьбе с наследниками Золотой Орды добилась выхода к Каспийскому морю и на Северный Кавказ. В определенной мере этому способствовали и горские народы, со своей стороны, боровшиеся с агрессией Османской империи и ее вассала – крымского хана. В 1557 г. Москва установила дружеские отношения с отдельными княжествами Кабарды, Черкесии и Адыгеи, а в 1567 г. воздвигла русскую крепость у места впадения Сунжи в Терек.

 С этого времени, как принято считать, складываются обширные русско – чеченские политические связи. Параллельно с ростом политических связей народов Чечни с Россией, росли и торгово – экономические отношения.   Еще в 1588-1589 гг. состоялось  чеченское посольство в Москву, направленное от князя Ших-мурзы  Окоцкого, обладавшего политическим влиянием в большей части  Чечни. В конце 1605 г. в Москву вместе с кабардинским князем Сунчалеем Янглычевым приехал племянник Ших-Мурзы, князь Батай-Мурза. Его сопровождали пятеро терских окочан. Весной 1616 г. Батай-Мурза вновь принес присягу и был принят в русское подданство. Чеченцы Терского города по-прежнему играли видную роль в поддержании связей России и горских народов Северного Кавказа. В 1614-1621 гг. служилые чеченцы неоднократно бывали в Москве. В 1624 г. шибутские люди (общество Шотой) Лаварсанко Языев и Затышко Лаварсанов принесли России присягу за 20 дворов из их родного селения. В 1657 г. грузинский царь Теймураз прибыл в Москву, чтобы лично просить поддержки в борьбе с Ираном. О том же просили прелставители тушин и шибутян, летом 1658 г. присягнувшие на «подданство» России на торжественной церемонии в Успенском соборе Кремля.

      Исследователь истории  Кавказа XVIII - XIXвв. П.Г. Бутков  сообщает нам, что в 1735 г. было создано  Терское кизлярское войско в составе 169 человек, «куда вошли  казаки и  чеченцы- окочане.  Чеченцы  оказывали  активную  помощь русским войскам в разгроме войска крымского хана, вторгшегося на Северный Кавказ  и в южнорусские степи.

      Традиции совместной борьбы горцев и русских против внешних врагов продолжались  и в последующие время. К концу 40-х годов XVIII в. тяга горцев Чечни к установлению дружеских отношений с Россией возрастает.

       Однако со второй половины XVIII в. колонизаторский характер продвижения России в Чечню приобретает все более видимые очертания. И горцы поднимаются на национально – освободительную борьбу против царизма. Наиболее яркими событиями в этом ряду были восстание шейха Мансура в конце XVIII в. и участие антиколониальной войне против царской России в составе имамата Шамиля в XIX веке. Несмотря на это, можно привести немало примеров совместного русско – чеченского боевого братства  против иноземных врагов.  Горцы, в том числе и чеченцы, совместно с русскими продолжали борьбу против иноземных захватчиков. В XVIII в. Турция и Иран активизировали свои экспансивные походы на Кавказ. Народы Северного Кавказа поднялись на борьбу против иранского шаха, турецкого султана и крымского хана. Эта борьба носила прогрессивный  характер. Она помогала русскому и украинскому народам не только защищаться, но и громить врага на южных границах государства. Чеченцы вместе с другими народами Кавказа оказывали помощь русским войскам в разгроме агрессоров. Когда, например, в 1735 г. крымский хан вторгся в пределы Северного Кавказа и хотел пройти Чеченским ущельем, чеченцы разгромили здесь противника и в честь победы построили башню Хан – Кала, а само ущелье стало называться Ханкалинским.

      В Отечественной войне  1812 г. активное участие принимал Александр Николаевич Чеченский, близкий друг Дениса Давыдова.  Пройдя  славный боевой путь от Вязьмы до Смоленска, Вильно, Гродно, Польши, Франции, громя наполеоновских захватчиков, А.Чеченский  дослужился до звания генерал-майора русской армии. Он  был награжден  орденами Св.Владимира II степени и Св. Анны II степени с алмазами.

      Другим царским генералом в тот период был и чеченец Батай Шахмурзаев. В Крымской войне  1853-1856 гг. отличился в боях против войск Франции, Англии и Турции офицер царской армии Арцу Чермоев. А его сын Абдул – Меджид Чермоев позже служил в личном конвое императора Николая II.

     Во время  русско-турецкой войны 1877-1878 гг. горцы Северного Кавказа приняли активное участие в сражениях с османскими войсками. Сформированный к середине февраля 1877 г. Чеченский конно – иррегулярный полк  состоял  из жителей  Грозненского,  Хасавюртовского, Аргунского и Веденского округов. Вскоре полк возглавил царский генерал, чеченец  Арцу Чермоев. Чеченцы вместе  с другими воинами  кавказских  частей проявили храбрость в боях  с противником. Многие офицеры и рядовые горцы этого полка были награждены орденами и медалями. Умалат Лаудаев был награжден орденами Анны 3-й  степени, Станислава  - 3 –й  степени,  Шахбулат Шерипов – Станислава – 3 – й  степени.

     Среди чеченцев имелось немало профессиональных военных и кадровых офицеров царской армии, прославивших русское оружие непосредственно на полях сражения.

      Царский  генерал, чеченец Эрисхан Алиев (родственник автора этой статьи) накануне русско- японской войны 1904-1905 гг. командовал  2 – м Западно - Сибирским корпусом, а во время войны даже временно замещал выбывшего из строя командующего генерала Линевича. Это был ветеран четырёх внешних войн России. Имел многочисленные боевые награды.

      Следует отметить, что  и на фронтах Первой мировой войны чеченцы отменно сражались против немецких, турецких и австро-венгерских войск. Из чеченцев был  сформирован отдельный полк в составе Кавказской туземной  («Дикой») дивизии. Офицерами в этой  дивизии были  горцы, а  командующим брат - императора  Николая II Великий князь Михаил Александрович. Интересная  деталь – личную охрану великий князь набирал из чеченцев. Чеченцы  воевали в составе трех  Кавказских корпусов и на Западном фронте,  и на Кавказском.

           Можно привести и многие другие примеры ратного подвига представителей чеченского народа в составе русской армии в XVIII-нач. XX вв. В гражданскую войну чеченцы в подавляющем большинстве были по одну сторону баррикад с большевиками, обещавшими свободу угнетенным царизмом народам, с грозненскими рабочими и Красной Армией, что, однако, не спасло их от охвативших 20-30 гг. XX в. страну массовых репрессий.

         Воины – чеченцы мужественно бились с фашистскими захватчиками  и на фронтах Великой  Отечественной войны  1941 – 1945 гг. Маленькая Чечено- Ингушетия дала фронту более  40 тысяч солдат и офицеров (из них более 12 тысяч -  добровольцы), 56 из которых  были  удостоены  звания Героя Советского Союза. Чеченцы (в т.ч. и дед автора  этой статьи Магомед Хатуев) сражались  и в Советско-финской войне,  в разгроме милитаристской Японии. Только в защите  Брестской крепости приняли участие почти 400 чеченцев. По всему фронту были известны имена отважных воинов из Чечни: Ханпаши Нурадилова, Мовлди Умарова, Мовлида Висаитова, Магомеда Узуева, Абухажи Идрисова, Ибрайхана Бейбулатова, Хаважи Магомед-Мирзоева, Канты Абдурахманова, Даши Акаева, Сакки Висаитова, Абдул-Хакима Исмаилова и мн. др.

        Более 120 тысяч жителей республики участвовали в сооружении оборонительных сооружений на Тереке в 1942г… Тысячи сынов и дочерей Чечни были награждены боевыми орденами и медалями. Тем не менее, по абсурдному обвинению в объективно невозможном массовом сотрудничестве с немцами (Чечня не была оккупирована) чеченцы, как и некоторые другие народы, подверглись преступной депортации с ликвидацией их государственности и лишением элементарных конституционных прав и свобод по национальному признаку, что крайне отрицательно сказалось на национальном имидже и межнациональных взаимоотношениях.

В жестких условиях депортации чеченцы внесли существенный вклад в развитие экономики и социальной сферы районов их поселения в Казахстане и Средней Азии .После 13-летней сталинско-бериевской ссылки состоялось возвращение народа на историческую родину, началось восстановление его государственности.

Сотни воинов – интернационалистов из Чечни были награждены высокими боевыми наградами в период службы в Афганистане (1979-1988гг).

       Примеры русско-чеченского ратного братства  из истории внешних войн нашей страны можно приводить в огромном множестве. И сегодня, потомки А. Чермоева, У. Лаудаева, Э. Алиева, М. Висаитова, Х. Нурадилова продолжают славные традиции своих предков.

     Только за последние несколько лет более двадцати чеченцев были удостоены высокого звания Героя России (из них 8 посмертно). В настоящее время в рядах вооруженных сил, милиции и других силовых структур России служат более 20 тысячи чеченцев, из них только генералов-10.

     Таким образом, даже приведенная выше небольшая часть многочисленных примеров из истории совместного  русско-чеченского братства и торгово-экономических, культурных связей, показывает несостоятельность распространенной в последние годы в научных и политических кругах и СМИ  теории, будто на протяжении сотен лет, с небольшими перерывами, продолжалась русско-чеченская «тотальная» война.

     Именно в XVIII-XIX вв. русские и чеченцы  упустили уникальный шанс стать главными союзниками в кавказском регионе. Последствием этого стало  вооруженное противостояние.

     Осмысливая весь исторический опыт русско-чеченских взаимоотношений, мы можем сделать вывод, что наши народы могут и должны быть естественными союзниками и что на протяжении долгих лет, происходило искусственное стравливание и сталкивание русских и чеченцев. Русские и чеченцы, следуя элементарной логике, обречены стать стратегическими союзниками в регионе. Наверняка, это вопрос недалекого будущего.

Хава Муцаева

Работник Мемориального комплекса

 славы им.А-Х.Кадырова

Кавказские народы наравне с другими народами России проявили себя верными и бесстрашными защитниками Отечества.

Однако, часто, когда упоминают военные события Первой мировой войны, революции 1917 года, о выходцах из Северного Кавказа пишут мало или чаще всего умалчивают. «Дикая дивизия» состояла из чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев и других народов Кавказа. Эти отряды прославились героизмом и верностью Родине.

На днях в Грозном завершила свою работу Международная научная конференция «Роль горцев Северного Кавказа в укреплении российской государственности», организатором которой выступили «Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», Общественная палата Чеченской Республики, министерство культуры Чеченской Республики и Национальная библиотека ЧР им. А.А. Айдамирова.

В работе конференции приняли участие депутаты Парламента Чеченской Республики, видные ученые, политологи, члены Общественной палаты ЧР и Республики Северная Осетия-Алания, руководители общественных организаций, деятели культуры и др. В числе почетных гостей были председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Леонид Решетников, депутат Парламента ЧР Мурат Тагиев, председатель Общества памяти Императорской гвардии князь Александр Трубецкой и др.

Открывая торжественную часть, председатель Общественной палаты ЧР И.Денильханов подчеркнул, что поднимаемая на конференции тема участия горцев Северного Кавказа в государственном устройстве России очень актуальна в свете событий, проходивших на Кавказе в конце XX и начале XXI вв. «Если рассматривать историю развития Северного Кавказа, ее невозможно рассматривать в отрыве от политических, экономических и культурологических процессов и истории российского государства, - отметил И. Денильханов. - Чеченская Республика внесла весомый вклад в укрепление России. Более трех веков назад наши предки, люди разных национальностей, вероисповеданий, убеждений, объединились ради спасения Отечества. Сегодня общая историческая память помогает нам в решении современных задач с целью укрепления государства. Сегодня мы вновь обращаемся к вопросу о взаимоотношениях народов различных национальностей. Россия – это многонациональная страна, поэтому, выстраивая сегодня политику взаимоотношения народов России, необходимо учитывать отечественные национально-исторические традиции, обращаясь к опыту и практике прошлых лет, с целью избежать многих ошибок», – добавил он.

Славные сыны народов Северного Кавказа, с исторических времен выступали за защиту России. Горцы всегда были смелыми защитниками страны в ходе военных перипетий. Их бесстрашный героизм навсегда увековечен в хронологии тех лет.

«Мы не имеем права забывать их подвиги. Я горд, что сегодня мы с вами еще раз вспоминаем имена этих доблестных, мужественных людей», - отметил Леонид Решетников.

С докладами на конференции выступили: доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, руководитель Экспертной комиссии Общества «Двуглавый орел» Дмитрий Володихин, председатель Общественной палаты Республики Северная Осетия-Алания Нина Чиплакова, начальник отдела научных публикаций Архивного управления Правительства ЧР Раиса Батаева, общественный деятель, правнук шейха Дени Арсанова - Ибрагим Арсанов, председатель Общества памяти Императорской гвардии, князь А.А. Трубецкой (Париж), Акаев Вахит - доктор философских наук, профессор, академик АН ЧР, эксперт РАН, заместитель директора СКИ (Ф) МГЭУ, кандидат технических наук Евгений Вилль, заместитель директора БФ «Благое дело», координатор благотворительного образовательного проекта «В главном - Мы вместе» Михаил Пушкарев, атаман МКЦ России по СКФО генерал-майор В.Г. Правоторов.

В рамках научного форума были затронуты такие темы, как: «Роль семейства князей Черкасских в Российском государстве времен последних Рюриковичей и Великой русской смуты», «О вкладе горских народов Кавказа в победу в Отечественной войне 1812 года», «Александр Чеченский - герой Отечественной войны 1812 года», «История одной фотографии» (о дружбе и куначестве представителей рода Романовых с чеченцами»), «Вклад горских народов в победу России в русско-японской и Первой мировой войнах», «Горский дивизион на острове Лемнос», «Мусульмане Кавказа, которыми гордится Россия» (о примерах служения России горцев Северного Кавказа), «Наша дружба – лучший памятник предкам» и др.

История показывает, что целое поколение выходцев из Северного Кавказа были уважаемыми личностями, внесшими неоценимый вклад в становление российской государственности. Большинство из них заслуживают увековечивания имен в виде памятников. Защищать страну для горцев было благородным делом, делом чести. В этом никто не видел ничего предосудительного. Горцы пользовались большим уважением среди офицеров русской армии. К сожалению, имена многих из них, в силу сложившихся обстоятельств были забыты. Благодаря подобным конференциям, есть возможность восстановить историческую справедливость, вспомнить имена тех, кто с честью отстаивал целостность России. Наравне с другими народами Северного Кавказа, чеченцы в защите российской государственности от внешних противников всегда стояли плечом к плечу с армиями России, а в более поздние времена активно участвовали в формировании её политики и культуры.

Блестящую страницу участия чеченцев в защите России от её внешних врагов открыл генерал-майор Александр Чеченский в годы Отечественной войны 1812 г. Его ребенком вывезли в Россию, воспитывали в семье военного. Там он получил образование и стал одним из известных героев Отечественной войны 1812 г. Об отчаянной смелости и находчивости А. Чеченского, командовавшего 1-м Бугским казачьим полком в сражениях с войсками Наполеона, имеются записи фельдмаршала М.И. Кутузова и подполковника Д.В. Давыдова, – отметила в своем докладе Р. Батаева. Она привела много интересных фактов из жизни А. Чеченского.

Оценив военно-историческое значение Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и участие в ней народов Кавказа, можно утверждать, что их вклад весьма значим, поскольку существенным образом повлиял на ход войны. Горцы Северного Кавказа во все времена являли собой яркий пример доблестного и честного служения Отечеству. Храбрость и решительность на полях сражений, героические подвиги и смелые решения – все это воплощено в характере воинов, которыми Россия по праву может гордиться.

Хеди Закаева

Сегодня в России все большее число общественных организаций активно включаются в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны.

К примеру, региональная Ассоциация общественных объединений ЧР «Национальный Совет общественных, молодежных и детских объединений» под председательством Мусы Дунаева, принимает активное участие в развитии гражданского общества в Чеченской Республике, реализуя различные социальные проекты. В беседе с корреспондентом ИА «Грозный-информ» М. Дунаев вкратце рассказал о деятельности организации.

Муса Салаудинович, когда с какой целью была создана ваша организация?

- Организация начала работать с 2000 года и имела статус межрегионального уровня. Я ее возглавил и с тех пор она несет статус региональной.

Расскажите о проектах, которые реализуются вами.

- Наша Ассоциация создана на базе трех НКО, является своеобразной площадкой для молодежи, служит для самореализации молодого поколения, вовлечения в общественную жизнь. Мы говорим: «Вот вам удочка и рыболовные снасти, только ловите рыбу сами». Мы их обучаем, даем определенные знания. Экспертам организации обучают молодежь на семинарах и тренингах умению интегрироваться в общество, создавать различные проекты.

Начиная с 2000 года, после известных в республике печальных событий самым резонансным стал чемпионат г. Грозного по интеллектуальной игре «Брэйн-ринг», который мы провели. Этим проектом мы хотели показать всеми миру, что чеченцы не бандиты, как тогда показывали некоторые СМИ, а такие же люди, как и все. Сформировав сборную команду г. Грозный, мы участвовали в 2003 году в интеллектуальном чемпионате по ЮФО, где вышли в финал, завоевав 4 место. Нам было очень приятно, что чеченцы в то время смогли выйти в призеры игры.

Еще в прошлом году реализовывали проект, поддержанный Президентским фондом, во время осуществления которого параллельно задавали вопросы для респондентов на предмет интеллектуального характера. Тогда пришли к выводу, что молодежь нуждается в дополнительном образовании. Как говорится, молодой человек должен быть интеллектуально подкован, то есть владеть любой темой в общении. Поэтому решили написать проект, направленный на самообразование, повышение знаний во всех сферах. В этом году на территории республики реализуем проект, который выиграл грант Президента РФ под названием «Интеллектуальный Кавказ». Это очень сложный проект, в его рамках запланировано проведение двух чемпионатов – «Школьная лига» и «Молодежная лига», победители будут играть в чемпионате СКФО.

Отмечу, что параллельно в субъектах СКФО проходят чемпионаты, которые представят свои команды на чемпионате СКФО, запланированном на июнь-июль этого года.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить департамент по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР в лице директора Рустама Абазова за их поддержку общественных объединений региона.

 Муса Салаудинович, в этом году состоятся главные выборы страны. Что можете сказать о предстоящих выборах, что ожидаете от них?

- С выборами в стране люди связывают будущее своих детей. Каждый человек хочет жить в комфортной среде, получать высшее образование, бесплатную медицинскую помощь, правовую помощь. Свободу в выборе профессии, а также достойную работу. Выборы - это ответственный шаг и каждый из нас должен определиться за кого отдать голос, сделать правильный выбор.

 

Спасибо за беседу.

Интервью взяла Индира Джабраилова

 С развалом Советского Союза, детонатором которого стали события, начавшиеся с так называемой «Горбачевской перестройки», в нашей стране, ранее называвшейся СССР, а ныне Российская Федерация, начался процесс «гласности».  Благодаря этому событию с каждым годом у российского общества появляется возможность получать все больше достоверной информации о нашем прошлом. Ни для кого не является секретом, что это наше прошлое, было очень жёстким, а порой и весьма жестоким, но и этому явлению есть свое логическое объяснение. Сегодня много говорят и пишут о нашем прошлом, пытаясь разобраться в причинной следственных связях, происходящих сегодня явлений. И этот подход, наряду с другими подходами в изучении истории, может в будущем дать нам много полезных результатов, в плане недопущения возврата к прошлому, повторения прошлых ошибок. Однако есть и те, кто, манипулируя историческими фактами, играя на трагедии отдельно взятых семей и даже народов, пытается вбить клин между конфессиями и нациями, между властью и обществом.  Некоторые отдельные личности и даже группы людей, и вовсе, поднимая темы репрессий и трагедий минувших дней, пытаются дестабилизировать внутриполитическую обстановку в России, с целью его полного разрушения, или как минимум поднятия революционного бунта.

Я никогда не сочувствовал руководителям партии большевиков или командному составу НКВД, которые и развязали террор на кануне Второй Мировой войны, в ходе войны и после нее. И сегодня, когда историки объективно оценивают ошибки и преступления отдельных личностей, я только радуюсь этому факту, как достижению исторической науки. Однако, огульная охаивание всех представителей власти, какой бы она не была не является объективным подходом в рассмотрении и изучении истории. Более того, подобный подход является преступным перед будущими поколениями наших граждан, так как подобными манипуляциями некоторые политики и журналисты закладывают мину замедленного действия под будущее наших детей.

Возможно для многих не специалистов, сегодня является секретом, что именно с такого предвзятого подхода к истории нашего прошлого и начинались войны и локальные конфликты, которые пришлось пережить нашей стране за последние 20 – 25 лет. Если кто-то не помнит, хочу напомнить, что у истоков так называемых межнациональных и территориальных конфликтов, в бывшем СССР и России, стояли именно необъективные оценки прошлого и манипуляция историческими фактами. К примеру, после смерти Иосифа Сталина, и развенчания его культа на очередном съезде Партии, в марте 1956 года, часть грузинской интеллигенции подняла народ на митинг против огульного охаивания личности вождя в лице Иосифа Виссарионовича Сталина, в результате чего произошли известные события, принесшие много жертв и страданий грузинскому народу. Казалось бы, на этом все должно было закончиться. Народное волнение было подавлено, виновные в беспорядках были отправлены в «места не столь отдаленные», как раньше любили называть ссылку в Сибири. Однако дело этим не ограничилось.  Как писал известный поэт: «Во глубине сибирских руд…», «протестанты» не оставили своих идей взять реванш в будущем, так как обида, нанесенная историей, особенно у жителей Кавказа, порождает обострение чувства справедливости у целых поколений молодежи и взрослых, затмевая разум, врожденное чувство самосохранения и способность реально оценивать происходящее.

Как я уже отметил, мина замедленного действия, заложенная еще в те далекие времена, сработала уже в 90-х годах, прошлого столетия. В эпоху перестройки, часть интеллигенции, осуждённые в 1956 за участие в митинге в Тбилиси, уже в качестве диссидентов, во времена «Гласности» и «Перестройки», принесли грузинскому народу новую боль и страдания. З. Гамсахурдиа, возглавивший в те годы национальное движение в Грузии, практически придя к власти начал осуществлять террор негрузинского населения и своих оппонентов, что привело саму Грузию к страшным трагедиям; военным конфликтам в Абхазии и Южной Осетии и как итог потери части ее территории.

Детонаторами сепаратистских настроений в Чеченские Республики (тогда еще Чечено-Ингушской АССР), так же стало муссирование в прессе темы депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан 1944 года. И этот недифференцированный подход к изучению истории, в итоге привел полному разрыву отношений с Федеральным центром и двум локальным чеченским конфликтам, по своей жестокости затмивший, так называемую сталинское - бериевскую «депортацию чеченцев».

И сегодня, когда я вижу некоторые публикации в СМИ, возникающие как по мановению некоей руки, некоего невидимого волшебника, в то время, когда мы еще не залечили раны и обиды прошлого, у меня возникают странные ощущения, что нас снова кто-то хочет ввергнуть в пучину противостояния, но уже на новом уровне. Особенно настораживает, когда подобные публикации делает «Новая газета», известная своим особым подходом происходившим и происходящим в России событиям, в результате которых всегда возникает новый конфликт. Казалось бы, они не делаю ничего плохого, пытаясь защитить права человека, но почему-то от этого их желания добра, пострадавшим становится только хуже. Как говорится: «Хотят, как лучше, а получается как всегда». Вот и сейчас, когда «Новая» опубликовала свой очередной «фолиант» под названием «Достоверное прошлое», у меня что –то заныло под сердцем. Уж слишком хорошо мы знаем, как «Новая» борется за мир, «не оставляя камня на камне».

Вроде ничего такого нет в том, что «Новая» приводит факты из ранее засекреченных документов, которые по указу российского руководства и с доброй воли российских специальных служб, стали достоянием гласности. К примеру, «Новая газета», на своем сайте в разделе «Общество» от 12 декабря 2017 года, пишет, ссылаясь на рассекреченные документы, о том, как дома репрессированных и их имущество передавалось в руки другим пользователей, в том числе и работников НКВД.

«Новая» приводит в пример документ в котором: - некий секретарь Ивановского обкома Симочкин просит разрешить открытый суд над «контрреволюционной диверсионно-террористической группой треста Хлебопечения» по делу «об отравлениях пирожными и тортами населения города Иванова» и т.д.

Автор материала Елена Рачева явно пытается перекинуть исторический мост из прошлого в настоящее, заставить читателя провести некоторые исторические параллели с настоящим и даже будущим.

Зная ту работу, которая проводит «Новая газета» понятно, что они хотят навязать читателю мысль, что ничего у нас в России не изменилось, мол «как раньше фабриковали дела против оппонентов власти, так и теперь». Однако, лично у меня возникает другой вопрос или даже сомнение, а были ли случайны все эти аресты в прошлом. Ведь зная, как нас сегодня травят различными ГМО, олигархи, «подпольщики – цеховики», видя, как сегодня нас обворовывают нечистые на руку чиновники и бизнесмены, я наоборот начинаю думать, что не так уж были и не правы те, кто арестовывал в прошлом «диверсантов», «саботажников» и казнокрадов, хотя конечно зачастую наказание им было слишком суровым. Однако, и люди и времена тогда тоже были суровые!

Я ни в коей мере не хочу оправдывать террор и терроризм, какого бы цвета он не был «красный», «белый» или «зелёный», но одно я усвоил четко из примеров собственной жизни и трагедий моего народа, не стоит теребить раны прошлого. Тем более, что это нам заповедовано Богом через писания и посланников посланниками, где сказано: «Не будите смуту, когда она спит» (Пророк Мухаммад); «Не судите да не судимы будете» (Библия). Народная же мудрость гласит: «Жизнь бумеранг, в ней так ведется, что совершишь тебе вернется».

Бог уже расставил точки над «I», те кто проводил репрессивную политику в СССР, сами в конечном итоге попали под каток этих репрессий, как об этом пишет в своем материале «Новая газета», что свидетельствует о торжестве справедливости, не только в загробном мире.

Осуждая ошибки прошлого и преступления отдельных личностей, не стоит бросать тень на работников «меча и кинжала», которые с честью прошли свой жизненный путь, отдав самих себя служению Родине. И тем более, не следует забывать о том, что мы сегодня имеем доступ к этим документам, благодаря не либеральной политике Михаила Горбачёва, а жёсткому силовику Юрию Владимировичу Андропову, бывшему руководителю КГБ СССР, которых сегодня некоторые СМИ пытаются демонизировать. Именно Ю.В. Андропов начал процесс перестройки в СССР, и, если бы не Воля Свыше, она бы закончилась не крахом нашей страны, а достижениями, подобными тем, которыми сегодня гордится тот же Китай.

И в конце концов, как сказал наш выдающийся российский философ Владимир Соловьев: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад» (Соловьев B.C. Оправдание добра // Собр. соч. Т. 8. СПб. б. г. С. 413).

«Так давайте же не пытаться политизировать историю и не использовать ее в своей борьбе за власть. Ибо, это всегда чревато новыми потрясениями и революциями, а за революциями, как известно, непременно следует новый террор!

Ислам Сайдаев

ДОКЛАД

председателя Общественной палаты Чеченской Республики

Исмаила Султановича Денильханова  на научно-практической конференции "Дружба народов: миф или реальность", которая прошла14 декабря 2017 г. в г.Ставрополь

          В условиях современной России, Чечни и мира в целом взаимодействие культур – необычайно актуальная тема. Вполне возможно, что она важнее, чем проблемы экономических и политических взаимоотношений между народами. Культура составляет в стране известную целостность, и чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами или отдельными ее отраслями между собой, тем выше она поднимается. Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно только при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре. Диалог культур является формой существования культуры.

        Диалог культур – основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие. Как справедливо заметил немецкий писатель, историк культуры И. Г. Гердер, «Каждый народ имеет в себе масштаб своего совершенства, несравнимый с другими народами». Это совершенство необходимо принять как данность, понять и беречь. Именно в этом заключается великий смысл диалога культур.

        Повсеместное внедрение и использование современных информационно-коммуникативных технологий, таких как Интернет, модемной и факсимильной связи, электронной почты, новых технологий телевизионного вещания сопровождают построение современного информационного общества и переход к иной культурной формации. Расширение сфер применения технических и технологических инноваций, появление новых технологий, формирование единого информационного пространства породили неоднозначные и нетривиальные формы социокультурного развития, исказив социальные нормативы и ценностные ориентации, обострив противоречия между традиционным и современным.

       Именно инновационный потенциал многообразных культур в настоящее время может быть востребован для противостояния разрушительным тенденциям. В связи с этим гарантом будущего стабильного общества, на мой взгляд, может выступать именно межкультурный диалог.

      Следует заключить, что в условиях перехода к информационному обществу человечество оказалось в ситуации поиска нового образа мира, новой социальной реальности, новой культуры, а проблема диалога культур приобрела особую значимость. В глобальном информационном пространстве разрушаются традиционные ценности, утрачиваются общепринятые модели поведения, что деструктивно воздействует на человека и его культуру. Спасение человечества видится только в осознании своего единства посредством отождествления себя с конкретным культурным типом. В информационном пространстве в условиях плюрализма культур именно конструктивный потенциал межкультурного диалога позволяет установить контакт между прошлым, настоящим и будущим, сконструировать те общие смысловые пространства, в которых может осуществляться не только взаимодействие, а прежде всего понимание.

      Вместе с тем, открытость информационного пространства создает ряд угроз, связанных с агрессивной внешней информационной средой. Потоки избыточной и нередко ложной информации порождают опасность манипулирования сознанием людей со стороны тех политических сил, которые заинтересованы в дестабилизации положения в стране, навязывании ценностей, чуждых отечественной культурной традиции, идеалам гуманизма. В агрессивной информационной среде теряются критерии объективной оценки информации, расшатываются нравственные и гражданские устои индивидуального сознания.

         Очевидно, что современные процессы в развитии мирового сообщества все более нуждаются в утверждении идеи толерантности, концепции диалогизма и социального партнерства, во взаимоотношениях с культурами других народов. Диалог культур, в этом случае, выступает как форма существования и развития культуры, и его значимость проявляется в глубоком сознании и понимании взаимодействующих культур.

       В условиях, когда общества взаимодействуют в культурном поле диалога, важной задачей для них становится сохранение идентичности собственной культуры при понимании неизбежности культурных влияний и взаимопроникновения отдельных инокультурных образцов.  

      В продолжающейся уже длительное время дискуссии о месте Чеченской Республики в общероссийском культурном пространстве и диалоге между культурами различных национальностей, проживающих в нашей стране, ощущается большой интерес в определении ее прошлого, настоящего и будущего. В настоящее время в Чечне помимо социально-экономических вопросов решаются и глобальные вопросы сближения культур, развиваются диалогические формы взаимодействия с другими культурами, осуществляется поиск собственного пути развития, укрепляется национальная идентичность, национальный образ.

        Современный мир сложен, в нем много противоречий и подводных течений, которые проявляются в виде конфликтов, столкновений на религиозной, социальной, межнациональной почве. Посмотрев любой выпуск новостей, мы видим межэтнические конфликты, миграционные проблемы, молодежную агрессию. В связи с этим можно назвать современное общество своеобразной зоной риска, в которую в настоящее время входят, к сожалению, все страны мира, в том числе и Россия.  С течением времени, эта тенденция усиливается, и вышеупомянутые проблемы не оставляют никого в стороне.  

          Таким образом, диалог культур становится фактически единственной возможностью разрешения актуальных острых ситуаций и снятия напряжения, сложившихся в обществе, являясь одновременно с этим механизмом укрепления основ толерантности и достижения консенсуса.

 

«Когда генерал Ермолов, пройдя с боями вглубь Чечни, в 1818 г. заложил там крепость, то назвал ее Грозная, имея в виду, что имя ее будет наводить страх на чеченцев», написал российский ученый-кавказовед, этнограф Л. И. Лавров. Однако время распорядилось иначе.

Со страхом не получилось. Грозный, наперекор всем напастям, стал величественным символом возрождения, успеха и благополучия. Он является столицей процветающей Чеченской Республики, и городом воинской Славы в составе России. В канун своего 200-летия1 наш любимый город выглядит необычайно красивым и уютным. Благодаря решительной и всесторонней прагматичной деятельности Главы республики Р.А. Кадырова, он молод и полон созидательной энергии, питающей веру и надежду, город твердой поступью стремится в будущее своими сияющими гранями устремленных ввысь высоток и куполов величественных мечетей, школ, стадионов, культурно-образовательных и медицинских зданий, роскошных аллей, площадей и скверов, других уникальных архитектурных сооружений; радостными лицами горожан.

Как и во всей стране, последние годы республика решительно избавляется от идеологических стандартов и шаблонов прошлого, сохранившихся кое-где в названиях улиц, населенных пунктов, учреждений и т.д. Происходит как бы «перезагрузка» в контексте постсоветских изменений. Они обретают имена выдающихся международных, российских и местных деятелей политики, науки, культуры, которые навсегда сохранятся в людской памяти, как подлинный пример благородства и бескорыстия в служении своему Отечеству. Региональные топонимы тесно связаны с историей, экономикой, культурой, этнографией коренного народа. Повествуют о его древних обычаях, легендах, фиксированных исторических событиях, особенностях мировосприятия и т.д.

В г. Грозном есть поселок, в официозе называемый имени Калинина, образованный в 50-е годы прошлого века. Хотя многим его жителям известно, что еще в 1990 (!) году он был переименован в пос. Маас - «город Солнца» (другие исторически известные варианты – Магас [ныне столица Ингушетии], Минкес –), древнее и наиболее популярное название «главного» города нахской ветви в неоднородном аланском движении2. Соответствующие решения высшими органами государственной власти (в тот период - Верховный Совет ЧИАССР) о переименовании пос. Калинина тогда же были приняты и оглашены на I съезде чеченского народа. Прежде чем принять решение о переименовании, инициативная группа на сходе граждан поселка, в присутствии известных ученых и специалистов, довела до сведения участников отдельные «заслуги» М.И. Калинина2, входившего в близкий круг соратников диктатора Сталина. Из открытых источников известно, что сусальный образ милого старичка с бородкой мало походил на реального Калинина, который за годы своего правления превратился в безвольную марионетку режима и подписывал шокирующие постановления и указы. Это указы, открывшие «зеленый свет» созданию в системе МВД «троек» (трибуналов), получивших право арестовывать, направлять в лагеря и расстреливать по своему усмотрению «пойманных по политическим мотивам»; указ, разрешающий расстреливать детей «врагов народа», начиная с 12-летнего возраста; указ о выселении с родных мест «неудобных народов», в том числе чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, турков-месхетинцев, калмыков и другие.

Узаконивая эти акты своей высшей конституционной подписью, М.И. Калинин юридически воодушевлял сталинский режим на дальнейшее тиранство, «большой террор» и создание в стране атмосферы всеобщего страха и шпиономании. Даже если делать некую «скидку» на чрезвычайную сложность той эпохи, он вольно или невольно причастен к кошмарным злодеяниям того времени. Так, будучи председателем Президиума ВС СССР, «всесоюзный староста» не смог (либо побоялся) помочь своей жене, «кремлевской Золушке» Е.И. Калининой, которая в апреле 1939 г. стандартно была обвинена в контрреволюционной деятельность и осуждена на 15 лет, из которых отбыла почти 8 лет тюремного заключения в печально известном АЛЖИРе3.

В России и царям не ставили при жизни памятники, а «Всесоюзный староста» Михалваныч Калинин в 1931 году не устоял перед соблазном увековечить себя любимого и самолично подписал указ о присвоении городу Тверь своего имени. Что же касается нашего поселка Маас (где «Ма» - это солнце, т.е. «город солнца»), мы не просим его переименовать, но просим вернуть ему подлинное имя – Маас. Сомнительно, что в контексте описанного, остаются веские мотивы, чтобы имя М.И. Калинина, лично причастного к гибели тысяч безвинных соотечественников (в том числе и вайнахов), красовалось в названиях улиц и населенных пунктов нашей столицы. Тем более что в этом смысле мы не уникальны - его родному городу еще в 1990 году возвращено прежнее название – Тверь. И подмосковный город Калининград с июня 1996 года называется г. Королев (неофициально – наукоград).

Несмотря на свою драматическую историю, вайнахская земля имеет свое уникальное этническое многоцветие. В ее топонимии, наряду с вайнахскими, непременно присутствовали и присутствуют множество названий, связанных с именами прогрессивных деятелей и памятных событий российской, мировой истории и др. Но, к сожалению, сохраняются безвкусица и архаика в отдельных малоприличных названиях жилых массивов г. Грозного. В этой связи вспоминаются прочно вошедшие в наше сознание бывшие нефтяные участки, маркированные цифрами (типа 36-й участок и далее 20-й, 56-й, 12-й и другие). Или так же примитивно оцифрованные микрорайоны: №№1,2,3,4,5,6… Либо бывшие и ныне укоренившиеся названия сел с номерами соответственно бывших совхозов: №№ 1, 2, 6, 15…- эти названия отнимают у нас память и местный полиэтнический колорит. Другой малопочтительный пример – имена Свердлова, Войкова, как чудовищное напоминание о российских цареубийцах и др. Важно признать, что изменение идеологизированных акцентов в топонимии, господство в ней манкуртской антикультуры во многом уже в прошлом. И подобные «прозвища» демонстрируют не только сохраняющиеся старорежимные пережитки, но формируют искаженное представление о системе этико-эстетических воззрений и культурных традициях современного общества республики.

Жизнь, как известно, – это вечное движение и творение нового. Соответственно, волею властей республики упомянутые жилые кварталы ныне превращены в прекрасные уголки комфортного жительства и отдыха значительного количества населения. Здесь хорошо развита социальная инфраструктура, газо-, водо-, электроснабжения, транспортное сообщение; трепетно относятся к чистоте… Когда-то на их месте находилось множество чеченских аулов и хуторов. В трудах писателей-краеведов А. Сулейманова, А. Кусаева и др. упоминается более 30 поселений, безжалостно сожженных карателем Ермоловым «…дабы распространить ужас» – так выкорчевывалась история свободолюбивого и «непокорного народа». Названия этих поселений – Чегана (район завода «Красный молот»), Сарачан-Юрт (площадь «Минутка»), Делак-Юрт (микрорайон «Ипподромный»), Эндере-Юрт, Кули-Юрт, Турти-хутор и др. частично сохранились в архивах и людской памяти. Наверное, есть смысл подумать об их возвращении4, присвоив старинные названия выше упомянутым микрорайонам участкам и совхозам. И таким образом спасти их благозвучные и близкие сердцу каждого чеченца имена от окончательного забвения. Пусть запоздало, но символически восстановить жестокое отлучение поколения современников от своего прошлого. В канун предстоящего 200-летнего юбилея г. Грозного подобная реставрация топонимов, созвучно своим культурным и языковым нормам, явилась бы справедливым и гуманным шагом по отношению к священной памяти далеких предков.

В республиканской печати (газ. «Даймохк» №45-46 от 25 апреля 2015 г.) прекрасным журналистом С.-Х. Дадаевым опубликован перечень исконных названий многих сел Чечни, а также параллельно приводятся их калькированные или дубль-названия на русском языке. Например, станица Первомайская, расположенная в пригороде Грозного и названная так после массовой депортации чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию в 1944 году. Местным жителям известно, что это никакая не станица, а Мамакин-юрт (аналогично: с. Пригородное – шина Суьйр-корт, Суьйр-корт; Комсомольское – БердкIел; с. Знаменское – ЧIуьлга-юьрт; Пседах - Доьлаке и т.д.) и предпочитают употреблять именно эти названия. Не так давно на сходе граждан в селении Терское Грозненского муниципального района люди мотивированно предложили присвоить своему селу имя выдающегося чеченского религиозного деятеля, уроженца этого же села шейха Элах-Муллы Дебирова (Элах-юрт), ставшего жертвой чудовищной клеветы. Высказывается предложение таким же образом увековечить имя шейха Докки (Абдул-Азиза Шаптукаева), присвоив его фактически сросшимся - ст. Горячеводской и с. Дойкуройла. Эти переименования стали бы логичным действом в контексте проводимых в регионе Р.А. Кадыровым мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи на примерах жизни и деятельности знаменитых земляков. Чтобы люди, живущие здесь, идентифицировали свою этноконфессиональную принадлежность не только стилистикой в одежде, родной речью, обычаями и традициями. Но прежде всего, твердо знали и ощущали свои духовные корни, многопоколенческую кровно-родственную связь с этой землей, пропитанной кровью и потом их отцов. Однако в совокупности ощущений этой темы, ее деликатности и чувствительности для этнического самосознания, формирования принципов общероссийской гражданской идентичности, исторической реабилитации, социальной справедливости и т.п., необходимо решиться на этот шаг. Да – сложно, есть определенные риски! Но жизнь, как говорится, состоит не только из проблем, но преимущественно - из способности и умения их решать. Как утверждал древнеримский политический деятель и полководец Юлий Цезарь: «Великие дела надо совершать, а не обдумывать бесконечно». Представляется, что сценарий, где предстоит разрубить этот «гордиев узел», ждал своего победного часа целых 200 лет, до прихода решительных и креативных людей!

В целях сохранения своего уникального цивилизационного пути и возвращения исконно местной культурно-исторической топонимики потребуются серьезные финансовые затраты. Ожидаемо будет «разноголосый шум и гомон на лужайке» от разномастных экспертов и аналитиков с «объективными» доводами и мотивацией. Но благая цель, безусловно, оправдывает средства (желательно – от спонсоров и меценатов) - всему миру известно, что руководству ЧР удавалось реализовать и более масштабные проекты. При положительной воле соответствующих инстанций, все же возможно стряхнуть искусственно приклеенные названия и поэтапно привести топонимическую карту республики в соответствие с демократическим духом нового времени.

Однако есть еще один важный аспект. Вероятно, в этой стратегической акции кроется некий знак, сакральная миссия нынешней власти во главе с признанным лидером, реформатором и патриотом Р.А. Кадыровым. Что именно ему волею Всевышнего уготовано стать локомотивом элиты «собирателей» чеченских земель; эпическим воссоединителем поколений – нынешнего и оставшегося там… на два столетия в прошлом, еще в царском периоде России. Сказанное, без пафосного преувеличения, элементарно основано на понимании текущего момента (это исторический шанс!) и долгих чаяний общества о возвращении подлинно народной, веками сложившейся топонимии, позволяющей запечатлеть на карте России яркий след крупнейшего автохтонного этноса Кавказа в процессе его социокультурного развития. Ориентированный на сохранение и отражение в оригинальных названиях ценностные приоритеты в истории, культуре и традициях древнейшего народа, который некоторым фальсификаторам так хочется затоптать, извратить и оттеснить на обочину мирового процесса. Приуменьшить его заслуги и в конец - вычеркнуть из памяти нынешних поколений, представив сплошь в негативном свете.

Актуальность проблемы столь очевидна, что уместно, перефразировав, напомнить крылатое выражения классика марксизма, где он точно предугадал и образно выразил критичность некоей ситуации, предположив, что: если вчера было рано, а сегодня некогда, то завтра может быть поздно! الله عالم (Аллаху алим) - Но Аллах знает лучше!

Магомед Дадуев,

ветеран труда

1 Президент России В.В. Путин подписал указ (от 26 февраля 2015 года № 99) о праздновании 200-летнего юбилея столицы Чечни – города Грозного. Создан Оргкомитет, в который входят представители федеральных и региональных органов власти.

2 столица древней Алании — средневекового полиэтничного государства на Северном Кавказе, http://encyclopaedia.bid/ https://from-ua.com/obzor-pressi/425328-pohotlivii-kozyol-vsego-sssr-kak-mihail-kalinin-po-balerinam-odil.html

3 Акмолинский Лагерь Жен Изменников Родины – разговорное название крупнейшего женского лагеря, располагавшегося в Акмолинской области республики Казахстан.

4 Подобная топонимическая практика – возвращение к своим корням - естественный мировой процесс. Столице Кыргызстана возвратили название Бишкек; новая столица Казахстана была вновь переименована - в Астана («столица»). На карту России возвратили Тверь, Вятка, Волгоград, Ижевск, Рыбинск, Самару, Сергиев Посад, Екатеринбург, Набережные Челны, Рыбинск, Нижний Новгород и мн.др.

 

ПОМНИМ!

Календарь событий

100 ЛЕТ

РУКОВОДСТВО