Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 73 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

September 17
Mo Tu We Th Fr Sa Su
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

В Общественной палату ЧР для общественного обсуждения направлен проект федерального закона«О внесении изменений в статью 46 Федерального закона об исполнительном производстве» и часть  первую   статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Данный законопроект направлен на совершенствование законодательства РФ в части розыска должников, уклоняющихся от уплаты алиментов. В 2014 году судебным приставам – исполнителям переданы полномочия органов внутренних дел по розыску должников.

В законопроекте предлагается установить возможность окончания исполнительного производства с требованием о взыскании алиментов в случае, если в течение одного года со дня получения последних сведений о должниках не установлено место его нахождения и все розыскные меры проведены,а розыск оказался безрезультатным. В таком случае исполнительный лист возвращается взыскателю. Законопроект предусматривает обязанность судебного пристава – исполнителя в постановлении об окончании исполнительного производства разъяснить взыскателю его право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.              

         В качестве обеспечительной меры в целях недопущения вынесения судами решений об отказе взыскателям в признании должника безвестно отсутствующим в законопроекте предлагается дополнение, согласно которому судья при подготовке к судебному разбирательству по таким делам будет запрашивать информацию у судебных приставов – исполнителей.

Одновременно предлагается установить право взыскателя повторно предъявить исполнительный документ для исполнения после возвращения судебным приставом - исполнителем исполнительного документа. Такое право может быть реализовано в случае поступления сведений о месте нахождения должника или после вступления в законную силу решения суда об отказе в признании должника безвестно отсутствующим. 

По нашему мнению, законопроект будет способствовать обеспечению соблюдения прав и законных интересов детей, поскольку в случае признания в установленном порядке должника безвестно отсутствующим у ребенка, в соответствии с действующим законодательством, возникает право на получение пенсии по случаю потери кормильцев. Предлагаемые в законопроекте меры позволят усовершенствовать законодательство РФ в части розыска должников, уклоняющихся от уплаты алиментов. Об этом свидельствует тот факт, что ныне действующий закон, если не был разыскан должник по алиментам, признание его безвестно отсутствующим допускал по истечении не менее трех лет, тем самым ущемлялись права детей.

         Предлагаемые новшества в законопроекте, хотя и запоздалые, но необходимые. Представленную редакцию законопроекта считаю достаточной для регулирования соответствующих правоотношений и может быть принят с предлагаемыми дополнениями.   

20.02.2017г. Рабочая группа Общественной палаты Чеченской Республики по экспертизе НПА провела общественное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за реализацию, хранение и транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации».

Члены рабочей группы считают, что предлагаемые в законопроекте меры, в большей степени прекратят осуществление торговой деятельности товарами, запрещенными к ввозу на территорию РФ. Однако данный закон не приведет к полному прекращению продажи санкционных товаров. Потребуется неопределенное время на реализацию данного законопроекта, до момента распространения данной информации среди населения, имеющего отношение к ввозу и продаже санкционных товаров. Всегда будут оставаться нарушители данного закона – злостные, и совершающие, в связи с незнанием закона.

Вопрос о целесообразности уравнивания по статусу товаров, запрещенных к ввозу и товаров, свободная реализация которых находится под запретом, требует тщательного исследования и анализа, в том числе с выявлением причин запрета ввоза тех или иных товаров. Запрет ввоза некоторых товаров, на наш взгляд не является целесообразным, а всего лишь может являться «ответным маршем» на определенные действия со стороны других государств.

Безусловно, права категории граждан, закупающих санкционные товары для личного потребления, будут ограничиваться и нарушаться. К примеру, если взять молочные продукты, ввозимые из Финляндии и предназначенные по своему составу для очищения от ртути организма граждан страдающих аутизмом, то в данном случае, запрет продажи предусматривает злоупотребление в отношении больных, что исключает целесообразность наложения запрета продажи на данный вид товара.

Запрет реализации санкционных товаров, влечет за собой «связывание рук» хозяйствующих субъектов, занятых в данной сфере, и может привести к сворачиванию бизнеса для тех субъектов, которые не будут адаптированы для перебазирования на другой вид деятельности, что может прямым образом привести к нарушению законов в сфере поддержки малого и среднего бизнеса.

В целом, принятие данного законопроекта подчеркивает недоработки таможенной службы и не приведет к оптимальному регулированию деятельности ретейлеров. Устранение правовой коллизии дополнениями в КоАП – это в определенной степени возложение ответственности на граждан за несовершенство механизма запрета на ввоз «санкционной продукции».

 

 В формате «нулевых чтений» Общественная палата ЧР провела общественное обсуждение проекта закона Чеченской Республики «Об Общественной палате Чеченской Республики» (в новой редакции). При подготовке заключения учтены предложения и замечания рабочей группы Общественной палаты ЧР по экспертизе НПА, а также экспертов, представителей некоммерческих организаций.

Общественная палата ЧР признает необходимость совершенствования законодательства об общественных палатах, поддерживает предлагаемые Федеральным законом от 23 июня 2016 г. №183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» изменения по урегулированию принципов организации и деятельности общественных палат регионов.

Общественная палата ЧР считает, что действующий Закон Чеченской Республики от 19 мая 2009 г. №35-РЗ «Об Общественной палате Чеченской Республики» (с изменениями  и дополнениями от: 17 декабря 2009г., 14 февраля 2011г., 11 мая 2012г., 11 января 2014г.) показывает себя жизнеспособным, работающим в интересах гражданского общества и полагает достаточным использование процедуры преемственности. Уточнения и дополнения отдельных положений действующего закона, прежде всего в части порядка формирования Общественной палаты, ее состава, введения норм, что:

Палата обеспечивает взаимодействие граждан, а также НКО, созданных для представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп, с органами власти; каждая НКО, деятельность которой в указанный сфере составляет не менее 3 лет, вправе выдвинуть в члены Палаты одного кандидата из числа граждан, место жительства которого находится на территории региона; срок полномочий членов Палаты 3 года – позволят обеспечить последовательность в совершенствовании законодательства  в сфере развития гражданского общества, будут способствовать повышению качества представительства институтов гражданского общества в региональной палате.   По мнению Общественной палаты ЧР, рассматриваемый законопроект, в случае решения его принять, нуждается в доработке. Необходимо в полной мере учесть правовые нормы действующего закона, апробированные в практической деятельности и применяемые в законах ряда субъектов РФ. Предлагается устранить дублирование, нечеткие формулировки, к примеру, такие как «территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Чеченской Республике» (ст.2), «федеральных конституционных и федеральных законов» (ст.3) и т.д.

В ст. 6 неверно указан количественный состав Палаты – 40 чел.,                          который не укладывается в целую математическую пропорцию - 1/3 (1/3 состава Палаты утверждается высшим должностным лицом региона (руководителем высшего исполнительного органа власти региона), 1/3 законодательным (представительным) органам власти региона, затем утвержденные 2/3 состава определяет состав остальной 1/3). Предлагается численный состав – 39 или 42. Оптимальный состав – 42 членов Общественной палаты, позволяющий в определенной степени учесть территориальные, национальные, профессиональные признаки при формировании Палаты.           Открытыми остаются в законопроекте вопросы обеспечения деятельности Совета при Главе Чеченской Республики по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике. Участники обсуждения полагают, что следует сохранить норму действующего закона (ст.31,п.2) о вознаграждении председателя Общественной палаты, не имеющего другой постоянно оплачиваемой работы, за осуществление деятельности по руководству Общественной палатой.

На основании изложенного Общественная палата ЧР считает целесообразным приведение в соответствие с Федеральным законом действующего закона ЧР «Об Общественной палате Чеченской Республики» (№35-РЗ от 19 мая 2009г.).                

Также, в рамках общественной экспертизы, прошли «нулевые чтения» региональные законопроекты «О внесении изменений в закон Чеченской Республики «О местном самоуправлении в Чеченской Республике» и проект закона «О внесении изменений в закон Чеченской Республики «Об образовании в Чеченской Республике».

Заключения Общественной палаты ЧР по итогам обсуждения региональных законопроектов направлены в Парламент Чеченской Республики, а заключение по итогам обсуждения федерального закона направлено в Общественную палату РФ.

 

Информационно-аналитический отдел

Аппарата Общественной палаты ЧР

Роль некоммерческих организаций, как особой сферы деятельности, в жизни российской общественности высока. В своей деятельности некоммерческие организации руководствуются Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ с изменениями в новой редакции.Они играют роль посредника между управленческим звеном и обычными гражданами, помогают решать социальные проблемы граждан и представлены в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Создаются НКО для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Кроме того, функционирование отдельных организаций способствует общественному контролю над реализацией законотворческой деятельности.

Органами государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне прилагается максимум усилий для развития институтов гражданского общества, основной движущей силой которого является некоммерческий сектор.

Формирована нормативно-правовая база для эффективного функционирования институтов гражданского общества в Чеченской Республике. Инициатива Общественной палаты ЧР об определении Уполномоченного органа исполнительной власти по оказанию поддержки социально ориентированным НКО получила одобрение госвласти, и, постановлением Правительства № 255 от 1 октября 2013 года, функции вышеуказанного уполномоченного органа закреплены за Министерством экономического, территориального развития ЧР.

Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 г. № 330 утверждена разработанная Минэкономтерразвития ЧР подпрограмма «Поддержка СО НКО в Чеченской Республике на 2015-2018 годы» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика ЧР».

19 января 2015 г. принят Закон Чеченской Республики № 2-РЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чеченской Республике".

В рамках реализуемой региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Чеченской Республики на 2015-1018 гг., Приказом Минэкономтерразвития ЧР № 93-п от 17.09.2015г. с 30 сентября по 25 октября 2015 года, проведен конкурс среди СО НКО для предоставления субсидий из бюджета ЧР. По итогам конкурса 17 социально ориентированных некоммерческих организаций получили субсидии на реализацию социально значимых проектов по таким направлениям как: патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие научно-технического творчества молодежи, профилактика дорожно-транспортного травматизма, укрепление института семьи, а также проекты, направленные на развитие творчества у детей и подростков с ограниченными возможностями и так далее. Общий объем финансовых средств, направленных на поддержку СО НКО в 2015 году составил 13,539 млн. рублей, в том числе 9,282 млн. рублей средства из федерального бюджета и 4,257 млн. рублей из республиканского бюджета.

Выделенные средства стали существенным подспорьем для реализации в 2016 году многих проектов СО НКО на территории Чеченской республики.

23 мая 2016г. Правительством Российской Федерации утвержден комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, разработанный Минэкономразвития России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г.

Основными задачами являются создание условий для упрощения доступа СО НКО к предоставлению населению услуг в социальной сфере, координация деятельности органов власти по обеспечению доступа СО НКО к предоставлению услуг в данной сфере. Комплекс мер содержит мероприятия по совершенствованию законодательства, развитию нормативной правовой базы, методическому сопровождению, анализу и распространению лучших практик, реализация которых ориентирована на поддержку СО НКО во всех отраслях социальной сферы.

05.09.2016г. Постановлением Правительства ЧР № 130 утвержден Координационный совет ЧР по организации доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. (Утверждено Положение).

Также, в рамках реализации задач, обозначенных Посланием Президента РФ от 03.12.2015 года, вышло Распоряжение Президента Российской Федерации № 68-рп, от 5 апреля 2016 года "Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина".

НКО имели возможность участвовать в 4-х конкурсах на соискание грантов для реализации социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Как и было обозначено в Послании в список НКО – получателей субсидии (в дополнение к списку 2015 года) включен Фонд поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива». По итогам конкурсов две организации от Чеченской Республики получили Президентские гранты для реализации социально-значимых проектов.

Общественной палатой обеспечивалось информационное сопровождение конкурсов некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации за № 68-рп от 5 апреля 2016 г. По данному вопросу проведены семинары, используются возможности СМИ.

В рамках VI фестиваля социальных программ «СоДействие» с 11 января по 21 апреля 2016 года проведен региональный этап Конкурса лучших социально ориентированных проектов некоммерческих организаций. По итогам регионального этапа Конкурса, 18 проектов-победителей направлены в организационный комитет Фестиваля для участия в федеральном этапе.

Автономной некоммерческой организацией «Центр развивающих технологий» при поддержке Минэкономтерразвития ЧР и Общественной палаты ЧР в 2016 г. проведены ярмарки социальных проектов, что способствуют укреплению отношений межсекторного партнерства между государством, бизнесом, некоммерческим сектором и СМИ.

3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 287-ФЗ «О внесении изменений в закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг», предусматривающий изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 года.

Пресс-служба Общественной палаты ЧР

Неделя началась с позитивных новостей в области бизнеса. Всемирный банк опубликовал ежегодный доклад DoingBusiness 2017. Рейтинг DoingBusiness — ежегодное глобальное исследование Всемирного банка, оценивающее комфортность ведения бизнеса. Россия поднялась в мировом рейтинге Doing Business-2017 на 40-е место, со 124 в 2012г.

 

Как известно, Президентом России, Владимиром Владимировичем Путиным, в майских указах 2012 года была поставлена задача: достичь 20-й строчки в рейтинге к 2018 году. Методология оценки условий бизнеса в рейтинге состоит из таких показателей, как: регистрации предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешений неплатежеспособности.

 

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создана в 2011 году, по инициативе Президента России. Агентство Стратегических Инициатив  провело огромную работу. Результаты рейтинга России по данным  Всемирного банка—это один из факторов эффективной деятельности Агентства. За последние несколько лет были приняты законодательные изменения на федеральном и региональном уровнях, которые улучшили нормативные процедуры для предпринимателей. В России активно реализуются «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ). Но не все так оптимистично, имеются проблемы с межведомственным согласованием нормативно-правовых актов, связанных с НПИ и много других факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в стране. Позитивные процессы  в  бизнесе  очевидны  и улучшение рейтинга по данным всемирного банка этому подтверждение.

 

Директор Агентства Стратегических инициатив, Андрей Сергеевич Никитин, отметил, что России удалось улучшить показатели в области регистрации предприятий, по таможенному регулированию. «Зона роста» для России — это показатели международной торговли и получения разрешения на строительство. Но у нас есть очень неутешительные оценки по международной торговле и по срокам выдачи разрешений на строительство. Мы приблизились к европейским странам, с точки зрения ведения бизнеса. И вместе с этим, нам ни в коем случае нельзя расслабляться, отметил Андрей Никитин.

 

Россия, 2-й год подряд, в данном рейтинге опережает страны БРИКС. На Санкт-Петербургском экономическом форуме свои результаты в Национальном рейтинге, состояния  инвестиционного климата  улучшили  многие субъектах РФ. В том числе и Чеченская Республика, в данном рейтинге республика  поднялась с 17 на 14-е место и тем самым улучшила свой результат на 3 пункта, по сравнению с прошлым годом.

 

Безусловно, результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ, являются одним из индикаторов в улучшении мирового рейтинга России в DoingBusiness. Это, в свою очередь, вызывает гордость за регион, за Россию и ставит перед нами новые цели в будущем году, достичь новых высот и лучших результатов в данном мировом рейтинге.

 

 

Член  Общественной  палаты ЧР.

Общественный представитель АСИ в ЧР.

Руководитель РК  ОНФ ЧР М.А. Бугаев

Роль некоммерческих организаций, как особой сферы деятельности, в жизни российской общественности высока. В своей деятельности некоммерческие организации руководствуются Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ с изменениями в новой редакции.

В соответствии с законом некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Они играют роль посредника между управленческим звеном и обычными гражданами, помогают решать социальные проблемы граждан. НКО представлены в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Целью работы НКО является защита прав и свобод граждан, развитие сферы физической культуры и популяризация здорового образа жизни, удовлетворение нематериальных потребностей людей. Кроме того, функционирование отдельных организаций способствует общественному контролю над реализацией законотворческой функции Правительства.

Чтобы в целом понять, что такое НКО, нужно осознать необходимость существования таких структур. Особое внимание следует уделить способу финансирования деятельности некоммерческих организаций. Часть из них получает средства от сознательных граждан в виде пожертвований, однако в основном их работу оплачивают различные гранты. НКО, получающие деньги из-за рубежа, в последнее время подвергаются более тщательному контролю, для них установлены отдельные ограничения на создание региональных филиалов. Кроме того, такие организации чаще становятся объектами всяческих проверок.

Отметим, что граждане понимают что такое НКО, осознают их значимость и относятся к ним с большим доверием.

Надо особо отметить, что руководством страны прилагается в последнее время максимум усилий для развития гражданского общества, основным двигателем которого является некоммерческий сектор.

В своем ежегодном послании к Федеральному собранию 3 декабря 2015г. Президент РФ В.В. Путин отметил значимость НКО и выделил ряд конкретных действий на пути развития гражданского общества:

«…В таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семей и детей, нужно больше доверять и гражданскому обществу, некоммерческим организациям. Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях, меньше бюрократизма в их работе.

По итогам гражданского форума «Сообщество», который прошел в ноябре, предлагаю ряд конкретных решений.

Первое. Будет запущена специальная программа президентских грантов для поддержки НКО, работающих в малых городах и сёлах.

Второе. Для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнёры государства, будет установлен правовой статус «некоммерческая организация – исполнитель общественно-полезных услуг», предоставлен ряд льгот и преференций. И наконец, считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10 процентов средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджетов. Мы исходим из того, что мы хорошо с вами знаем действующее законодательство, мы ничего не навязываем, но я прошу руководителей регионов и муниципалитетов учитывать это в своей работе…».

Позднее, в рамках реализации задач, обозначенных Посланием Президента РФ от 03.12.2016 года, вышло Распоряжение Президента Российской Федерации № 68-рп, от 5 апреля 2016 года "Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина".

НКО имели возможность участвовать в 4-х конкурсах на соискание грантов для реализации социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Как и было обозначено в Послании в список НКО – получателей субсидии (в дополнение к списку 2015 года) включен Фонд поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива». Со стороны Общественной палаты  обеспечено информационное сопровождение конкурсов, предусмотрев возможность размещения объявлений о проведении конкурсов и результатов на официальных сайтах и СМИ.

3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 287-ФЗ «О внесении изменений в закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг», предусматривающий изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 года:

«….1) статью 2 дополнить пунктом 2.2 следующего содержания:

"2.2. Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.";

2) статью 31.1 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

"13. Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.";

3) дополнить статьей 31.4 следующего содержания:

"Статья 31.4. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

1. В случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в пункте 2.2 статьи 2 настоящего Федерального закона, по решению уполномоченного органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг…».

Законом оговорено также, что социально ориентированная некоммерческая организация признается исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг сроком на два года, по истечении которого может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях дальнейшего стимулирования деятельности  социально  ориентированных некоммерческих  организаций,  направленной  на  решение  социальных проблем, развитие гражданского  общества  в  Российской  Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 398 утверждены приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг.

На основании приоритетных направлений деятельности в сфере оказания  общественно полезных услуг, утвержденных настоящим Указом № 398 ожидается утверждение перечня  общественно  полезных  услуг в Правительстве    Российской    Федерации, а также критерии оценки качества их оказания.

Пресс-служба Общественной палаты ЧР

События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние  на общественное сознание населения, прежде всего молодежи. Снизились воспитательное воздействие  российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования толерантности, патриотизма. Существенно обострился национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм, религиозный экстремизм. Равнодушие, эгоизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и друг к другу стали приметами современного   общества.

Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

           Деструктивными силами используется  молодежь для дестабилизации обстановки на Кавказе. Молодежь в регионе стала не только объектом, но и субъектом дестабилизации.

          В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 14 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос –«почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать»?

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. В педагогических источниках под «духовностью» - понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время. Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.

           Если судить о понятии «нравственность», она представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Как видно, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».

В Чеченской республике органами государственной, законодательной власти и общественными объединениями проводилась работа с молодежью не системно, порой дублировалась в одних и тех же учебных заведениях, что было естественно не эффективно. В связи с последними современными вызовами надо было выступить против насаждаемой деструктивными силами, лже-идеологами, направленной против целостности нашей страны и выступить всем единым фронтом.

         Из выступления  Главы Чеченской Республики, Героя России  Р.А. Кадырова на мероприятие приуроченного к 3 (трех) - летию со дня утверждения Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики.

         «Ровно 3 года назад мною было поручено разработать Единую Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики, которая позволила бы систематизировать и усовершенствовать воспитательную и просветительскую работу с молодежью. Как мы знаем, в предыдущий период, данная работа проводилась каждым исполнителем на свое усмотрение и без должной координации и соответствующей оценки результатов.

         14 февраля 2013 года был утвержден проект Концепции, разработанный департаментом по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики совместно  с  ведущими богословами, лучшими специалистами министерств и ведомств, общественных объединений, учеными и представителями творческой интеллигенции республики.

          Уникальность данного документа состоит в том, что он вобрал в себя ценности религиозных учений,  истинного гражданского патриотизма и традиций нашего народа, то есть все, что позволит воспитать нам образованное и высоконравственное поколение.

          В рамках реализации Концепции в нашем регионе проводится масштабная работа охватывающая все сферы и социальные категории нашего общества. Ежеквартально разрабатываемые планы направлены на борьбу с такими вызовами, как наркомания, международный терроризм, пагубное влияние западной массовой культуры и пропаганда либерал – предателей.

         Министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления, вузами и общественными и религиозными организациями проводится огромная работа, в общей сложности, за весь период проведено свыше 59 тысяч мероприятий.

        Результатами проделанной работы можно назвать сокращение числа лиц, вступающих в ряды НВФ, в том числе в террористическую группировку «Иблисское государство». Уменьшение числа пропусков занятий учащимися школ республики, а также искоренение ранних браков.     

        Однако, перед нами стоят еще много задач, которые необходимо решить. Одними, из которых являются: распространение нашими жителями ложной и провокационной информации, влияние ваххабитских идеологов, проживающих в других регионах России.

         Хочется подчеркнуть, что недопустимо формальное выполнение задач по реализации Концепции, необходимо подходить к данной работе со всей ответственностью.                                 

Спасибо за внимание!»…

 

Разработчики Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения на ступени начального общего образования возлагают большие надежды на возрождение в воспитании  традиционных национальных ценностей, которые формируют духовно – нравственное развитие личности ребенка в контексте национального воспитательного идеала – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,  принимающий судьбу Отечества как  свою личную, осознающий ответственность за настоящее, будущее своей страны,  укорененный в духовных и культурных традициях многонациональных народов РФ

К работе направленной на духовно-нравственное воспитание и популяризацию традиционных духовных ценностей народов Чеченской Республики, активно привлекаются общественные советы по обеспечению прав человека и Советы старейшин, созданные в соответствии с Указом Президента Чеченской Республики от 6 декабря 2007 г. N 451 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике», куда входят общественные и религиозные деятели. С участием отмеченных Советов проводятся мероприятия по профилактике предотвращения приобщения молодежи в экстремистские группировки и радикальные течения.

         Успешно осуществляет свою деятельность Общественная палата Чеченской Республики, которая играет одну из ключевых ролей в укреплении конструктивного диалога и взаимодействия органов власти с общественным сектором, установлении и развитии толерантности в обществе, вносит большой вклад в развитие гражданских правовых отношений.

 Национальный танец «Лезгинка», символизирующий культуры  народов Кавказа, покоривший своей красотой весь мир, к сожалению, стал предметом негативного обсуждения на столь высоких площадках.

         Конечно же, общество осуждает те единичные хулиганские поступки представителей республик Кавказа выражающиеся в эмоциональных танцах в общественных местах, тем самым вызывая недовольство у местного населения ко всем жителям Кавказа. Если такие факты имеют место быть, то это вопрос к правоохранительным органам, а у нас он почему-то политизируется. И такие незначительные факты не являются правильными и объединяющими… Народы России как никогда объединены национальной идеей, вокруг своего Президента. Молодежь СКФО патриоты своей страны, были, есть и будут в авангарде нашей великой РОДИНЫ.

           Необходимо в отношении северокавказских  республик проводить грамотную межнациональную и межконфессиональную политику.

          Достижение этого предполагает огромную целенаправленную работу с молодежью. Основными направлениями этой работы в духовной сфере, на мой взгляд, должны стать:

             - формирование идеи духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия с учетом традиций и обычаев кавказских народов;

             -  направление усилий на сохранение и развитие самобытных культурных традиций народов проживающих в регионе;

             - культивирование идеи «доброго партнерства» между городами          Северного Кавказа.

Базовые национальные ценности:

         Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

При систематизации  базовых национальных ценностей  необходимо учитывать не только области общественных отношений деятельности и сознания – категорию наднациональную, но и  отражающую своеобразие и глубину  национальной этнической ментальности, принципы отношения человека к миру в целом – категорию национальную.  Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно-определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией.       Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

Председатель комиссии по вопросам молодежной политики, физической культуры и спорта Общественной палаты ЧР,

Председатель правления Ассоциации общественных объединений ЧР Муса Дунаев

Батаев Д.К-С., Ибрагимов К.Х, Салгириев P.P., Алхотов У АЭС

Общественная палата Чеченской Республики,

ЧГПУ, ГГНТУ им. акад. М.Д.Миллионщикова, АН ЧР, КНИИ

им.X.И.Ибрагимова РАН, г. Г розный

С началом XXI века человечество устойчиво вступило в эпоху постиндустриального общества, сопутствующим неотделимым элементом которой является высокопроизводительная промышленность, основанная на индустрии знаний и инновационной экономике, предполагающей конкуренцию во всех её направлениях. Жизнь постиндустриального общества немыслима без постоянного наращивания научных разработок, которые служат основой инновационного развития экономики и формируют надежную базу индустрии знаний. Следствием внедрения инноваций является то, что рынок труда сокращается и реструктурируется.

Естественно, в технических и иных вузах должны предъявляться серьезные требования к качеству подготовки студентов. В стенах этих вузов должны готовиться       высокообразованные специалисты,

высокопрофессионально ориентирующиеся в мире технических и технологических знаний, способные осуществлять инновационно   обоснованную эффективную экономическую деятельность. Наряду с профессионализмом и компетенцией современные выпускники технических вузов должны обладать и такими востребованными индустрией качествами, как способностью быстро адаптироваться к требованиям рынка, работодателя и постоянно меняющимся условиям труда, стремлением к непрерывному повышению своего интеллектуального и профессионального уровня, развитию личностных и психологических качеств под стать запросам современного инновационного производств

 

Вместе с тем, проведенный нами в ГГНТУ им. М.Д. Миллионщикова опрос выпускников строительного факультета выявил, что весьма мал среди них процент специалистов, способных проявлять инициативу при отстаивании своей позиции в решении той или иной производственно­строительной задачи, готовых экспериментировать и идти на оправданный риск. Совсем мало было выявлено и тех, кто мог, в соответствии с ситуацией, реально оценить её последствия и изменить свой ролевой статус, положительно повлиять на производственный и психологический климат в коллективе, войти в доверие и наладить деловые отношения с членами коллектива.

Как негативные, можно назвать и следующие недостатки в подготовке специалистов: каждый из выпускников строительного факультета готов работать только по одной специальности «инженер-строитель»; ни один из них не уверен в том, что по окончании вуза им будет предоставлена возможность систематического повышения уровня квалификации в соответствии с меняющимися техническими и технологическими инновациями. Не способствует этому и отсутствие научно-технической библиотеки для пополнения профессионального и культурного багажа знаний, как это было в довоенном г. Грозном. Выпускники вуза при возможном трудоустройстве не видят перспектив роста ни в оплате труда, ни в повышении в должности.

Однако, радует то, что почти для всех выпускников строительного факультета ГГНТУ, наряду с ростом зарплаты, приоритетными были возможность повышения профессионализма и компетентности, наличие условий для реализации своего потенциала. Важнейшими личностными качествами инженера-строителя они всецело признают коммуникабельность, доброжелательность, вежливость и тактичность, навыки установления деловых контактов.

Также в один голос они заявляют, что критерием их качественного

обучения в ГГНТУ может выступать такой показатель, как полная

профессиональная пригодность, выражающаяся в том, что специалист- выпускник может автоматически влиться в строительный коллектив и полноценно, с первого дня, выполнять должностные обязанности без доучивания на производстве. Отсутствие большей частью этого момента свидетельствует о недостатках в прохождении производственных практик, о недостаточном подходе к их организации как со стороны ГГНТУ, так и производственных строительных площадок, куда направляются на практику студенты. Поэтому, мы считаем качественным такое техническое образование, когда на выходе из вуза формируется специалист, максимально адаптированный к современным технико-технологическим требованиям, а значит, и максимально полезный производству.

Однако, возникает вопрос:        как оценить качество образования

выпускника технического вуза? Единой формулы ответа на данный вопрос, к сожалению, на сегодня нет. Хотя имеется система менеджмента качества выпускника, разработанная в соотвестствии с международными стандартами, но она сегодня не прижилась, поскольку требует много времени и средств на свою разработку, и поэтому, ради отписки, превратилась в формальную подготовку пакета документов для текущей отчетности вуза.

В этой связи единственным перспективным направлением подготовки

технологически «подкованных» инженеров-строителей нам представляется

такое, которое основано на прямых контактах типа «вуз-строительное

предприятие». Предприятие в соответствии с возрастным движением кадров

заявляет вузу подготовку конкретных специалистов. Причем подготовка

может оказаться целевой: предприятие проводит профориентационную

работу с выпускниками школ, выявляет наиболее пригодных по своей

специальности и рекомендует вузу, возможно, и оплачивает обучение. На

протяжении обучения его в вузе строительное предприятие интересуется

учебными результатами и личностными качествами, поведением своего

протеже, организует на своей базе прохождение его производственных

практик, выполнение курсовых и дипломной работ, т.е. целенаправленно, в

соответствии со спецификой своего производства, готовит достойную замену специалистам, выходящим на пенсию. Более того, кураторами студентов- будущих специалистов должны быть, как раз, эти пенсионеры, которые смогут передать молодым специалистам не только свой богатый багаж знаний, но и житейского опыта. Отсюда вывод: должно быть налажено тесное взаимодействие по системе: «предприятие (работодатель) - школа - научное учреждение - вуз».

Поднимаемая на круглом столе и в нашей статье проблема является весьма актуальной для современных специфических условий Чеченской Республики, и обусловлена следующими соображениями:

-                наблюдается и прогнозируется тренд на длительную перспективу - это значительный рост населения, в том числе, трудоспособного, с одной стороны, и рост востребованности современного производства в высококвалифицированных, технологически подкованных кадрах специалистов;

реальные прогнозные количественные показатели этой востребованности со стороны работодателей в ЧР не изучаются. В силу этого идет стихийный процесс подготовки кадров, ориентированный сугубо на платежеспособность населения, из-за чего, уже наблюдается резкий дисбаланс между количеством выпускаемых специалистов и востребованностью в них конкретных работодателей, а также низкое качество подготовки специалистов;

-                из-за отсутствия связи «вуз-производство» вуз не несет никакой отвественности за качество теоретических знаний выпускаемых специалистов, а производство - за привитие практических навыков производства студентам-парактикантам;

-                но даже при наличии высокого образовательного ценза выпускники

вузов лишены в полной мере реализовать свой багаж знаний на

производстве, поскольку часто не имеют возможности трудоустроиться по

профилю своей специальности. Например, вынуждены устраиваться на

работу в правоохранительные органы. Другими словами, ведется стихийная подготовка специалистов без увязки на их природную склонность к конкретной специальности и на рыночный спрос на конкретный вид специальности;

-                в школах отсутствует налаженная вузами и работодателями профориентационная работа, из-за чего абитуриенты лишены возможности грамотно ориентироваться в выбираемой специальности и делать осознанный, правильный, соответствующий их природным задаткам выбор специальности;

-                в большинстве своем руководители предприятий ЧР недооценивают преимуществ повышения технологических знаний своих специалистов, что подтверждается тем, что затраты на эти цели не превышают половины процента от фонда заработной платы;

-                технологическое образование в республике страдает тем, что в вузовских лабораториях и мастерских ориентировано на сферу часто ручного, т.е. ремесленного, а не технологичного труда, из-за чего серьезно подрывается идея инновационного технико-технологического образования. Материально-техническое, научно-методическое и организационное обеспечение технологического образования в вузах республики нуждается в серьезном обновлении;

-                отсутствует многоуровневость подготовки технологически развитых специалистов, предполагающей подготовку специалистов по нескольким взаимосвязанным специальностям для возможности, при необходимости, оперативной переориентации работы специалиста на смежную специальность;

-                организация технологического образования студентов в техническом вузе не носит системного научно-обоснованного характера, и поэтому, не направлена на стимулирование процесса технико-технологического обучения студентов и формирование технологически значимых профессиональных качеств будущего специалиста и т.д.

Проблема технологического образования в современном постиндустриальном обществе настолько актуальна, что выдвигает задачу открытия во всех вузах, независимо от их отраслевой специализации, факультативной дисциплины «Технология», что позволило бы ознакомить будущих специалистов с основами современных технологий, обучить их выполнению ряда взаимосвязанных и единичных технологических операций, и в целом, формировать технологически развитую современную личность с высоким уровнем профессиональной культуры.  

Календарь событий

РУКОВОДСТВО