Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 29 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

July 18
Mo Tu We Th Fr Sa Su
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Кавказские народы наравне с другими народами России проявили себя верными и бесстрашными защитниками Отечества.

Однако, часто, когда упоминают военные события Первой мировой войны, революции 1917 года, о выходцах из Северного Кавказа пишут мало или чаще всего умалчивают. «Дикая дивизия» состояла из чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев и других народов Кавказа. Эти отряды прославились героизмом и верностью Родине.

На днях в Грозном завершила свою работу Международная научная конференция «Роль горцев Северного Кавказа в укреплении российской государственности», организатором которой выступили «Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», Общественная палата Чеченской Республики, министерство культуры Чеченской Республики и Национальная библиотека ЧР им. А.А. Айдамирова.

В работе конференции приняли участие депутаты Парламента Чеченской Республики, видные ученые, политологи, члены Общественной палаты ЧР и Республики Северная Осетия-Алания, руководители общественных организаций, деятели культуры и др. В числе почетных гостей были председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Леонид Решетников, депутат Парламента ЧР Мурат Тагиев, председатель Общества памяти Императорской гвардии князь Александр Трубецкой и др.

Открывая торжественную часть, председатель Общественной палаты ЧР И.Денильханов подчеркнул, что поднимаемая на конференции тема участия горцев Северного Кавказа в государственном устройстве России очень актуальна в свете событий, проходивших на Кавказе в конце XX и начале XXI вв. «Если рассматривать историю развития Северного Кавказа, ее невозможно рассматривать в отрыве от политических, экономических и культурологических процессов и истории российского государства, - отметил И. Денильханов. - Чеченская Республика внесла весомый вклад в укрепление России. Более трех веков назад наши предки, люди разных национальностей, вероисповеданий, убеждений, объединились ради спасения Отечества. Сегодня общая историческая память помогает нам в решении современных задач с целью укрепления государства. Сегодня мы вновь обращаемся к вопросу о взаимоотношениях народов различных национальностей. Россия – это многонациональная страна, поэтому, выстраивая сегодня политику взаимоотношения народов России, необходимо учитывать отечественные национально-исторические традиции, обращаясь к опыту и практике прошлых лет, с целью избежать многих ошибок», – добавил он.

Славные сыны народов Северного Кавказа, с исторических времен выступали за защиту России. Горцы всегда были смелыми защитниками страны в ходе военных перипетий. Их бесстрашный героизм навсегда увековечен в хронологии тех лет.

«Мы не имеем права забывать их подвиги. Я горд, что сегодня мы с вами еще раз вспоминаем имена этих доблестных, мужественных людей», - отметил Леонид Решетников.

С докладами на конференции выступили: доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, руководитель Экспертной комиссии Общества «Двуглавый орел» Дмитрий Володихин, председатель Общественной палаты Республики Северная Осетия-Алания Нина Чиплакова, начальник отдела научных публикаций Архивного управления Правительства ЧР Раиса Батаева, общественный деятель, правнук шейха Дени Арсанова - Ибрагим Арсанов, председатель Общества памяти Императорской гвардии, князь А.А. Трубецкой (Париж), Акаев Вахит - доктор философских наук, профессор, академик АН ЧР, эксперт РАН, заместитель директора СКИ (Ф) МГЭУ, кандидат технических наук Евгений Вилль, заместитель директора БФ «Благое дело», координатор благотворительного образовательного проекта «В главном - Мы вместе» Михаил Пушкарев, атаман МКЦ России по СКФО генерал-майор В.Г. Правоторов.

В рамках научного форума были затронуты такие темы, как: «Роль семейства князей Черкасских в Российском государстве времен последних Рюриковичей и Великой русской смуты», «О вкладе горских народов Кавказа в победу в Отечественной войне 1812 года», «Александр Чеченский - герой Отечественной войны 1812 года», «История одной фотографии» (о дружбе и куначестве представителей рода Романовых с чеченцами»), «Вклад горских народов в победу России в русско-японской и Первой мировой войнах», «Горский дивизион на острове Лемнос», «Мусульмане Кавказа, которыми гордится Россия» (о примерах служения России горцев Северного Кавказа), «Наша дружба – лучший памятник предкам» и др.

История показывает, что целое поколение выходцев из Северного Кавказа были уважаемыми личностями, внесшими неоценимый вклад в становление российской государственности. Большинство из них заслуживают увековечивания имен в виде памятников. Защищать страну для горцев было благородным делом, делом чести. В этом никто не видел ничего предосудительного. Горцы пользовались большим уважением среди офицеров русской армии. К сожалению, имена многих из них, в силу сложившихся обстоятельств были забыты. Благодаря подобным конференциям, есть возможность восстановить историческую справедливость, вспомнить имена тех, кто с честью отстаивал целостность России. Наравне с другими народами Северного Кавказа, чеченцы в защите российской государственности от внешних противников всегда стояли плечом к плечу с армиями России, а в более поздние времена активно участвовали в формировании её политики и культуры.

Блестящую страницу участия чеченцев в защите России от её внешних врагов открыл генерал-майор Александр Чеченский в годы Отечественной войны 1812 г. Его ребенком вывезли в Россию, воспитывали в семье военного. Там он получил образование и стал одним из известных героев Отечественной войны 1812 г. Об отчаянной смелости и находчивости А. Чеченского, командовавшего 1-м Бугским казачьим полком в сражениях с войсками Наполеона, имеются записи фельдмаршала М.И. Кутузова и подполковника Д.В. Давыдова, – отметила в своем докладе Р. Батаева. Она привела много интересных фактов из жизни А. Чеченского.

Оценив военно-историческое значение Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и участие в ней народов Кавказа, можно утверждать, что их вклад весьма значим, поскольку существенным образом повлиял на ход войны. Горцы Северного Кавказа во все времена являли собой яркий пример доблестного и честного служения Отечеству. Храбрость и решительность на полях сражений, героические подвиги и смелые решения – все это воплощено в характере воинов, которыми Россия по праву может гордиться.

Хеди Закаева

Сегодня в России все большее число общественных организаций активно включаются в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны.

К примеру, региональная Ассоциация общественных объединений ЧР «Национальный Совет общественных, молодежных и детских объединений» под председательством Мусы Дунаева, принимает активное участие в развитии гражданского общества в Чеченской Республике, реализуя различные социальные проекты. В беседе с корреспондентом ИА «Грозный-информ» М. Дунаев вкратце рассказал о деятельности организации.

Муса Салаудинович, когда с какой целью была создана ваша организация?

- Организация начала работать с 2000 года и имела статус межрегионального уровня. Я ее возглавил и с тех пор она несет статус региональной.

Расскажите о проектах, которые реализуются вами.

- Наша Ассоциация создана на базе трех НКО, является своеобразной площадкой для молодежи, служит для самореализации молодого поколения, вовлечения в общественную жизнь. Мы говорим: «Вот вам удочка и рыболовные снасти, только ловите рыбу сами». Мы их обучаем, даем определенные знания. Экспертам организации обучают молодежь на семинарах и тренингах умению интегрироваться в общество, создавать различные проекты.

Начиная с 2000 года, после известных в республике печальных событий самым резонансным стал чемпионат г. Грозного по интеллектуальной игре «Брэйн-ринг», который мы провели. Этим проектом мы хотели показать всеми миру, что чеченцы не бандиты, как тогда показывали некоторые СМИ, а такие же люди, как и все. Сформировав сборную команду г. Грозный, мы участвовали в 2003 году в интеллектуальном чемпионате по ЮФО, где вышли в финал, завоевав 4 место. Нам было очень приятно, что чеченцы в то время смогли выйти в призеры игры.

Еще в прошлом году реализовывали проект, поддержанный Президентским фондом, во время осуществления которого параллельно задавали вопросы для респондентов на предмет интеллектуального характера. Тогда пришли к выводу, что молодежь нуждается в дополнительном образовании. Как говорится, молодой человек должен быть интеллектуально подкован, то есть владеть любой темой в общении. Поэтому решили написать проект, направленный на самообразование, повышение знаний во всех сферах. В этом году на территории республики реализуем проект, который выиграл грант Президента РФ под названием «Интеллектуальный Кавказ». Это очень сложный проект, в его рамках запланировано проведение двух чемпионатов – «Школьная лига» и «Молодежная лига», победители будут играть в чемпионате СКФО.

Отмечу, что параллельно в субъектах СКФО проходят чемпионаты, которые представят свои команды на чемпионате СКФО, запланированном на июнь-июль этого года.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить департамент по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР в лице директора Рустама Абазова за их поддержку общественных объединений региона.

 Муса Салаудинович, в этом году состоятся главные выборы страны. Что можете сказать о предстоящих выборах, что ожидаете от них?

- С выборами в стране люди связывают будущее своих детей. Каждый человек хочет жить в комфортной среде, получать высшее образование, бесплатную медицинскую помощь, правовую помощь. Свободу в выборе профессии, а также достойную работу. Выборы - это ответственный шаг и каждый из нас должен определиться за кого отдать голос, сделать правильный выбор.

 

Спасибо за беседу.

Интервью взяла Индира Джабраилова

 С развалом Советского Союза, детонатором которого стали события, начавшиеся с так называемой «Горбачевской перестройки», в нашей стране, ранее называвшейся СССР, а ныне Российская Федерация, начался процесс «гласности».  Благодаря этому событию с каждым годом у российского общества появляется возможность получать все больше достоверной информации о нашем прошлом. Ни для кого не является секретом, что это наше прошлое, было очень жёстким, а порой и весьма жестоким, но и этому явлению есть свое логическое объяснение. Сегодня много говорят и пишут о нашем прошлом, пытаясь разобраться в причинной следственных связях, происходящих сегодня явлений. И этот подход, наряду с другими подходами в изучении истории, может в будущем дать нам много полезных результатов, в плане недопущения возврата к прошлому, повторения прошлых ошибок. Однако есть и те, кто, манипулируя историческими фактами, играя на трагедии отдельно взятых семей и даже народов, пытается вбить клин между конфессиями и нациями, между властью и обществом.  Некоторые отдельные личности и даже группы людей, и вовсе, поднимая темы репрессий и трагедий минувших дней, пытаются дестабилизировать внутриполитическую обстановку в России, с целью его полного разрушения, или как минимум поднятия революционного бунта.

Я никогда не сочувствовал руководителям партии большевиков или командному составу НКВД, которые и развязали террор на кануне Второй Мировой войны, в ходе войны и после нее. И сегодня, когда историки объективно оценивают ошибки и преступления отдельных личностей, я только радуюсь этому факту, как достижению исторической науки. Однако, огульная охаивание всех представителей власти, какой бы она не была не является объективным подходом в рассмотрении и изучении истории. Более того, подобный подход является преступным перед будущими поколениями наших граждан, так как подобными манипуляциями некоторые политики и журналисты закладывают мину замедленного действия под будущее наших детей.

Возможно для многих не специалистов, сегодня является секретом, что именно с такого предвзятого подхода к истории нашего прошлого и начинались войны и локальные конфликты, которые пришлось пережить нашей стране за последние 20 – 25 лет. Если кто-то не помнит, хочу напомнить, что у истоков так называемых межнациональных и территориальных конфликтов, в бывшем СССР и России, стояли именно необъективные оценки прошлого и манипуляция историческими фактами. К примеру, после смерти Иосифа Сталина, и развенчания его культа на очередном съезде Партии, в марте 1956 года, часть грузинской интеллигенции подняла народ на митинг против огульного охаивания личности вождя в лице Иосифа Виссарионовича Сталина, в результате чего произошли известные события, принесшие много жертв и страданий грузинскому народу. Казалось бы, на этом все должно было закончиться. Народное волнение было подавлено, виновные в беспорядках были отправлены в «места не столь отдаленные», как раньше любили называть ссылку в Сибири. Однако дело этим не ограничилось.  Как писал известный поэт: «Во глубине сибирских руд…», «протестанты» не оставили своих идей взять реванш в будущем, так как обида, нанесенная историей, особенно у жителей Кавказа, порождает обострение чувства справедливости у целых поколений молодежи и взрослых, затмевая разум, врожденное чувство самосохранения и способность реально оценивать происходящее.

Как я уже отметил, мина замедленного действия, заложенная еще в те далекие времена, сработала уже в 90-х годах, прошлого столетия. В эпоху перестройки, часть интеллигенции, осуждённые в 1956 за участие в митинге в Тбилиси, уже в качестве диссидентов, во времена «Гласности» и «Перестройки», принесли грузинскому народу новую боль и страдания. З. Гамсахурдиа, возглавивший в те годы национальное движение в Грузии, практически придя к власти начал осуществлять террор негрузинского населения и своих оппонентов, что привело саму Грузию к страшным трагедиям; военным конфликтам в Абхазии и Южной Осетии и как итог потери части ее территории.

Детонаторами сепаратистских настроений в Чеченские Республики (тогда еще Чечено-Ингушской АССР), так же стало муссирование в прессе темы депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан 1944 года. И этот недифференцированный подход к изучению истории, в итоге привел полному разрыву отношений с Федеральным центром и двум локальным чеченским конфликтам, по своей жестокости затмивший, так называемую сталинское - бериевскую «депортацию чеченцев».

И сегодня, когда я вижу некоторые публикации в СМИ, возникающие как по мановению некоей руки, некоего невидимого волшебника, в то время, когда мы еще не залечили раны и обиды прошлого, у меня возникают странные ощущения, что нас снова кто-то хочет ввергнуть в пучину противостояния, но уже на новом уровне. Особенно настораживает, когда подобные публикации делает «Новая газета», известная своим особым подходом происходившим и происходящим в России событиям, в результате которых всегда возникает новый конфликт. Казалось бы, они не делаю ничего плохого, пытаясь защитить права человека, но почему-то от этого их желания добра, пострадавшим становится только хуже. Как говорится: «Хотят, как лучше, а получается как всегда». Вот и сейчас, когда «Новая» опубликовала свой очередной «фолиант» под названием «Достоверное прошлое», у меня что –то заныло под сердцем. Уж слишком хорошо мы знаем, как «Новая» борется за мир, «не оставляя камня на камне».

Вроде ничего такого нет в том, что «Новая» приводит факты из ранее засекреченных документов, которые по указу российского руководства и с доброй воли российских специальных служб, стали достоянием гласности. К примеру, «Новая газета», на своем сайте в разделе «Общество» от 12 декабря 2017 года, пишет, ссылаясь на рассекреченные документы, о том, как дома репрессированных и их имущество передавалось в руки другим пользователей, в том числе и работников НКВД.

«Новая» приводит в пример документ в котором: - некий секретарь Ивановского обкома Симочкин просит разрешить открытый суд над «контрреволюционной диверсионно-террористической группой треста Хлебопечения» по делу «об отравлениях пирожными и тортами населения города Иванова» и т.д.

Автор материала Елена Рачева явно пытается перекинуть исторический мост из прошлого в настоящее, заставить читателя провести некоторые исторические параллели с настоящим и даже будущим.

Зная ту работу, которая проводит «Новая газета» понятно, что они хотят навязать читателю мысль, что ничего у нас в России не изменилось, мол «как раньше фабриковали дела против оппонентов власти, так и теперь». Однако, лично у меня возникает другой вопрос или даже сомнение, а были ли случайны все эти аресты в прошлом. Ведь зная, как нас сегодня травят различными ГМО, олигархи, «подпольщики – цеховики», видя, как сегодня нас обворовывают нечистые на руку чиновники и бизнесмены, я наоборот начинаю думать, что не так уж были и не правы те, кто арестовывал в прошлом «диверсантов», «саботажников» и казнокрадов, хотя конечно зачастую наказание им было слишком суровым. Однако, и люди и времена тогда тоже были суровые!

Я ни в коей мере не хочу оправдывать террор и терроризм, какого бы цвета он не был «красный», «белый» или «зелёный», но одно я усвоил четко из примеров собственной жизни и трагедий моего народа, не стоит теребить раны прошлого. Тем более, что это нам заповедовано Богом через писания и посланников посланниками, где сказано: «Не будите смуту, когда она спит» (Пророк Мухаммад); «Не судите да не судимы будете» (Библия). Народная же мудрость гласит: «Жизнь бумеранг, в ней так ведется, что совершишь тебе вернется».

Бог уже расставил точки над «I», те кто проводил репрессивную политику в СССР, сами в конечном итоге попали под каток этих репрессий, как об этом пишет в своем материале «Новая газета», что свидетельствует о торжестве справедливости, не только в загробном мире.

Осуждая ошибки прошлого и преступления отдельных личностей, не стоит бросать тень на работников «меча и кинжала», которые с честью прошли свой жизненный путь, отдав самих себя служению Родине. И тем более, не следует забывать о том, что мы сегодня имеем доступ к этим документам, благодаря не либеральной политике Михаила Горбачёва, а жёсткому силовику Юрию Владимировичу Андропову, бывшему руководителю КГБ СССР, которых сегодня некоторые СМИ пытаются демонизировать. Именно Ю.В. Андропов начал процесс перестройки в СССР, и, если бы не Воля Свыше, она бы закончилась не крахом нашей страны, а достижениями, подобными тем, которыми сегодня гордится тот же Китай.

И в конце концов, как сказал наш выдающийся российский философ Владимир Соловьев: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад» (Соловьев B.C. Оправдание добра // Собр. соч. Т. 8. СПб. б. г. С. 413).

«Так давайте же не пытаться политизировать историю и не использовать ее в своей борьбе за власть. Ибо, это всегда чревато новыми потрясениями и революциями, а за революциями, как известно, непременно следует новый террор!

Ислам Сайдаев

ДОКЛАД

председателя Общественной палаты Чеченской Республики

Исмаила Султановича Денильханова  на научно-практической конференции "Дружба народов: миф или реальность", которая прошла14 декабря 2017 г. в г.Ставрополь

          В условиях современной России, Чечни и мира в целом взаимодействие культур – необычайно актуальная тема. Вполне возможно, что она важнее, чем проблемы экономических и политических взаимоотношений между народами. Культура составляет в стране известную целостность, и чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами или отдельными ее отраслями между собой, тем выше она поднимается. Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно только при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре. Диалог культур является формой существования культуры.

        Диалог культур – основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие. Как справедливо заметил немецкий писатель, историк культуры И. Г. Гердер, «Каждый народ имеет в себе масштаб своего совершенства, несравнимый с другими народами». Это совершенство необходимо принять как данность, понять и беречь. Именно в этом заключается великий смысл диалога культур.

        Повсеместное внедрение и использование современных информационно-коммуникативных технологий, таких как Интернет, модемной и факсимильной связи, электронной почты, новых технологий телевизионного вещания сопровождают построение современного информационного общества и переход к иной культурной формации. Расширение сфер применения технических и технологических инноваций, появление новых технологий, формирование единого информационного пространства породили неоднозначные и нетривиальные формы социокультурного развития, исказив социальные нормативы и ценностные ориентации, обострив противоречия между традиционным и современным.

       Именно инновационный потенциал многообразных культур в настоящее время может быть востребован для противостояния разрушительным тенденциям. В связи с этим гарантом будущего стабильного общества, на мой взгляд, может выступать именно межкультурный диалог.

      Следует заключить, что в условиях перехода к информационному обществу человечество оказалось в ситуации поиска нового образа мира, новой социальной реальности, новой культуры, а проблема диалога культур приобрела особую значимость. В глобальном информационном пространстве разрушаются традиционные ценности, утрачиваются общепринятые модели поведения, что деструктивно воздействует на человека и его культуру. Спасение человечества видится только в осознании своего единства посредством отождествления себя с конкретным культурным типом. В информационном пространстве в условиях плюрализма культур именно конструктивный потенциал межкультурного диалога позволяет установить контакт между прошлым, настоящим и будущим, сконструировать те общие смысловые пространства, в которых может осуществляться не только взаимодействие, а прежде всего понимание.

      Вместе с тем, открытость информационного пространства создает ряд угроз, связанных с агрессивной внешней информационной средой. Потоки избыточной и нередко ложной информации порождают опасность манипулирования сознанием людей со стороны тех политических сил, которые заинтересованы в дестабилизации положения в стране, навязывании ценностей, чуждых отечественной культурной традиции, идеалам гуманизма. В агрессивной информационной среде теряются критерии объективной оценки информации, расшатываются нравственные и гражданские устои индивидуального сознания.

         Очевидно, что современные процессы в развитии мирового сообщества все более нуждаются в утверждении идеи толерантности, концепции диалогизма и социального партнерства, во взаимоотношениях с культурами других народов. Диалог культур, в этом случае, выступает как форма существования и развития культуры, и его значимость проявляется в глубоком сознании и понимании взаимодействующих культур.

       В условиях, когда общества взаимодействуют в культурном поле диалога, важной задачей для них становится сохранение идентичности собственной культуры при понимании неизбежности культурных влияний и взаимопроникновения отдельных инокультурных образцов.  

      В продолжающейся уже длительное время дискуссии о месте Чеченской Республики в общероссийском культурном пространстве и диалоге между культурами различных национальностей, проживающих в нашей стране, ощущается большой интерес в определении ее прошлого, настоящего и будущего. В настоящее время в Чечне помимо социально-экономических вопросов решаются и глобальные вопросы сближения культур, развиваются диалогические формы взаимодействия с другими культурами, осуществляется поиск собственного пути развития, укрепляется национальная идентичность, национальный образ.

        Современный мир сложен, в нем много противоречий и подводных течений, которые проявляются в виде конфликтов, столкновений на религиозной, социальной, межнациональной почве. Посмотрев любой выпуск новостей, мы видим межэтнические конфликты, миграционные проблемы, молодежную агрессию. В связи с этим можно назвать современное общество своеобразной зоной риска, в которую в настоящее время входят, к сожалению, все страны мира, в том числе и Россия.  С течением времени, эта тенденция усиливается, и вышеупомянутые проблемы не оставляют никого в стороне.  

          Таким образом, диалог культур становится фактически единственной возможностью разрешения актуальных острых ситуаций и снятия напряжения, сложившихся в обществе, являясь одновременно с этим механизмом укрепления основ толерантности и достижения консенсуса.

 

«Когда генерал Ермолов, пройдя с боями вглубь Чечни, в 1818 г. заложил там крепость, то назвал ее Грозная, имея в виду, что имя ее будет наводить страх на чеченцев», написал российский ученый-кавказовед, этнограф Л. И. Лавров. Однако время распорядилось иначе.

Со страхом не получилось. Грозный, наперекор всем напастям, стал величественным символом возрождения, успеха и благополучия. Он является столицей процветающей Чеченской Республики, и городом воинской Славы в составе России. В канун своего 200-летия1 наш любимый город выглядит необычайно красивым и уютным. Благодаря решительной и всесторонней прагматичной деятельности Главы республики Р.А. Кадырова, он молод и полон созидательной энергии, питающей веру и надежду, город твердой поступью стремится в будущее своими сияющими гранями устремленных ввысь высоток и куполов величественных мечетей, школ, стадионов, культурно-образовательных и медицинских зданий, роскошных аллей, площадей и скверов, других уникальных архитектурных сооружений; радостными лицами горожан.

Как и во всей стране, последние годы республика решительно избавляется от идеологических стандартов и шаблонов прошлого, сохранившихся кое-где в названиях улиц, населенных пунктов, учреждений и т.д. Происходит как бы «перезагрузка» в контексте постсоветских изменений. Они обретают имена выдающихся международных, российских и местных деятелей политики, науки, культуры, которые навсегда сохранятся в людской памяти, как подлинный пример благородства и бескорыстия в служении своему Отечеству. Региональные топонимы тесно связаны с историей, экономикой, культурой, этнографией коренного народа. Повествуют о его древних обычаях, легендах, фиксированных исторических событиях, особенностях мировосприятия и т.д.

В г. Грозном есть поселок, в официозе называемый имени Калинина, образованный в 50-е годы прошлого века. Хотя многим его жителям известно, что еще в 1990 (!) году он был переименован в пос. Маас - «город Солнца» (другие исторически известные варианты – Магас [ныне столица Ингушетии], Минкес –), древнее и наиболее популярное название «главного» города нахской ветви в неоднородном аланском движении2. Соответствующие решения высшими органами государственной власти (в тот период - Верховный Совет ЧИАССР) о переименовании пос. Калинина тогда же были приняты и оглашены на I съезде чеченского народа. Прежде чем принять решение о переименовании, инициативная группа на сходе граждан поселка, в присутствии известных ученых и специалистов, довела до сведения участников отдельные «заслуги» М.И. Калинина2, входившего в близкий круг соратников диктатора Сталина. Из открытых источников известно, что сусальный образ милого старичка с бородкой мало походил на реального Калинина, который за годы своего правления превратился в безвольную марионетку режима и подписывал шокирующие постановления и указы. Это указы, открывшие «зеленый свет» созданию в системе МВД «троек» (трибуналов), получивших право арестовывать, направлять в лагеря и расстреливать по своему усмотрению «пойманных по политическим мотивам»; указ, разрешающий расстреливать детей «врагов народа», начиная с 12-летнего возраста; указ о выселении с родных мест «неудобных народов», в том числе чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, турков-месхетинцев, калмыков и другие.

Узаконивая эти акты своей высшей конституционной подписью, М.И. Калинин юридически воодушевлял сталинский режим на дальнейшее тиранство, «большой террор» и создание в стране атмосферы всеобщего страха и шпиономании. Даже если делать некую «скидку» на чрезвычайную сложность той эпохи, он вольно или невольно причастен к кошмарным злодеяниям того времени. Так, будучи председателем Президиума ВС СССР, «всесоюзный староста» не смог (либо побоялся) помочь своей жене, «кремлевской Золушке» Е.И. Калининой, которая в апреле 1939 г. стандартно была обвинена в контрреволюционной деятельность и осуждена на 15 лет, из которых отбыла почти 8 лет тюремного заключения в печально известном АЛЖИРе3.

В России и царям не ставили при жизни памятники, а «Всесоюзный староста» Михалваныч Калинин в 1931 году не устоял перед соблазном увековечить себя любимого и самолично подписал указ о присвоении городу Тверь своего имени. Что же касается нашего поселка Маас (где «Ма» - это солнце, т.е. «город солнца»), мы не просим его переименовать, но просим вернуть ему подлинное имя – Маас. Сомнительно, что в контексте описанного, остаются веские мотивы, чтобы имя М.И. Калинина, лично причастного к гибели тысяч безвинных соотечественников (в том числе и вайнахов), красовалось в названиях улиц и населенных пунктов нашей столицы. Тем более что в этом смысле мы не уникальны - его родному городу еще в 1990 году возвращено прежнее название – Тверь. И подмосковный город Калининград с июня 1996 года называется г. Королев (неофициально – наукоград).

Несмотря на свою драматическую историю, вайнахская земля имеет свое уникальное этническое многоцветие. В ее топонимии, наряду с вайнахскими, непременно присутствовали и присутствуют множество названий, связанных с именами прогрессивных деятелей и памятных событий российской, мировой истории и др. Но, к сожалению, сохраняются безвкусица и архаика в отдельных малоприличных названиях жилых массивов г. Грозного. В этой связи вспоминаются прочно вошедшие в наше сознание бывшие нефтяные участки, маркированные цифрами (типа 36-й участок и далее 20-й, 56-й, 12-й и другие). Или так же примитивно оцифрованные микрорайоны: №№1,2,3,4,5,6… Либо бывшие и ныне укоренившиеся названия сел с номерами соответственно бывших совхозов: №№ 1, 2, 6, 15…- эти названия отнимают у нас память и местный полиэтнический колорит. Другой малопочтительный пример – имена Свердлова, Войкова, как чудовищное напоминание о российских цареубийцах и др. Важно признать, что изменение идеологизированных акцентов в топонимии, господство в ней манкуртской антикультуры во многом уже в прошлом. И подобные «прозвища» демонстрируют не только сохраняющиеся старорежимные пережитки, но формируют искаженное представление о системе этико-эстетических воззрений и культурных традициях современного общества республики.

Жизнь, как известно, – это вечное движение и творение нового. Соответственно, волею властей республики упомянутые жилые кварталы ныне превращены в прекрасные уголки комфортного жительства и отдыха значительного количества населения. Здесь хорошо развита социальная инфраструктура, газо-, водо-, электроснабжения, транспортное сообщение; трепетно относятся к чистоте… Когда-то на их месте находилось множество чеченских аулов и хуторов. В трудах писателей-краеведов А. Сулейманова, А. Кусаева и др. упоминается более 30 поселений, безжалостно сожженных карателем Ермоловым «…дабы распространить ужас» – так выкорчевывалась история свободолюбивого и «непокорного народа». Названия этих поселений – Чегана (район завода «Красный молот»), Сарачан-Юрт (площадь «Минутка»), Делак-Юрт (микрорайон «Ипподромный»), Эндере-Юрт, Кули-Юрт, Турти-хутор и др. частично сохранились в архивах и людской памяти. Наверное, есть смысл подумать об их возвращении4, присвоив старинные названия выше упомянутым микрорайонам участкам и совхозам. И таким образом спасти их благозвучные и близкие сердцу каждого чеченца имена от окончательного забвения. Пусть запоздало, но символически восстановить жестокое отлучение поколения современников от своего прошлого. В канун предстоящего 200-летнего юбилея г. Грозного подобная реставрация топонимов, созвучно своим культурным и языковым нормам, явилась бы справедливым и гуманным шагом по отношению к священной памяти далеких предков.

В республиканской печати (газ. «Даймохк» №45-46 от 25 апреля 2015 г.) прекрасным журналистом С.-Х. Дадаевым опубликован перечень исконных названий многих сел Чечни, а также параллельно приводятся их калькированные или дубль-названия на русском языке. Например, станица Первомайская, расположенная в пригороде Грозного и названная так после массовой депортации чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию в 1944 году. Местным жителям известно, что это никакая не станица, а Мамакин-юрт (аналогично: с. Пригородное – шина Суьйр-корт, Суьйр-корт; Комсомольское – БердкIел; с. Знаменское – ЧIуьлга-юьрт; Пседах - Доьлаке и т.д.) и предпочитают употреблять именно эти названия. Не так давно на сходе граждан в селении Терское Грозненского муниципального района люди мотивированно предложили присвоить своему селу имя выдающегося чеченского религиозного деятеля, уроженца этого же села шейха Элах-Муллы Дебирова (Элах-юрт), ставшего жертвой чудовищной клеветы. Высказывается предложение таким же образом увековечить имя шейха Докки (Абдул-Азиза Шаптукаева), присвоив его фактически сросшимся - ст. Горячеводской и с. Дойкуройла. Эти переименования стали бы логичным действом в контексте проводимых в регионе Р.А. Кадыровым мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи на примерах жизни и деятельности знаменитых земляков. Чтобы люди, живущие здесь, идентифицировали свою этноконфессиональную принадлежность не только стилистикой в одежде, родной речью, обычаями и традициями. Но прежде всего, твердо знали и ощущали свои духовные корни, многопоколенческую кровно-родственную связь с этой землей, пропитанной кровью и потом их отцов. Однако в совокупности ощущений этой темы, ее деликатности и чувствительности для этнического самосознания, формирования принципов общероссийской гражданской идентичности, исторической реабилитации, социальной справедливости и т.п., необходимо решиться на этот шаг. Да – сложно, есть определенные риски! Но жизнь, как говорится, состоит не только из проблем, но преимущественно - из способности и умения их решать. Как утверждал древнеримский политический деятель и полководец Юлий Цезарь: «Великие дела надо совершать, а не обдумывать бесконечно». Представляется, что сценарий, где предстоит разрубить этот «гордиев узел», ждал своего победного часа целых 200 лет, до прихода решительных и креативных людей!

В целях сохранения своего уникального цивилизационного пути и возвращения исконно местной культурно-исторической топонимики потребуются серьезные финансовые затраты. Ожидаемо будет «разноголосый шум и гомон на лужайке» от разномастных экспертов и аналитиков с «объективными» доводами и мотивацией. Но благая цель, безусловно, оправдывает средства (желательно – от спонсоров и меценатов) - всему миру известно, что руководству ЧР удавалось реализовать и более масштабные проекты. При положительной воле соответствующих инстанций, все же возможно стряхнуть искусственно приклеенные названия и поэтапно привести топонимическую карту республики в соответствие с демократическим духом нового времени.

Однако есть еще один важный аспект. Вероятно, в этой стратегической акции кроется некий знак, сакральная миссия нынешней власти во главе с признанным лидером, реформатором и патриотом Р.А. Кадыровым. Что именно ему волею Всевышнего уготовано стать локомотивом элиты «собирателей» чеченских земель; эпическим воссоединителем поколений – нынешнего и оставшегося там… на два столетия в прошлом, еще в царском периоде России. Сказанное, без пафосного преувеличения, элементарно основано на понимании текущего момента (это исторический шанс!) и долгих чаяний общества о возвращении подлинно народной, веками сложившейся топонимии, позволяющей запечатлеть на карте России яркий след крупнейшего автохтонного этноса Кавказа в процессе его социокультурного развития. Ориентированный на сохранение и отражение в оригинальных названиях ценностные приоритеты в истории, культуре и традициях древнейшего народа, который некоторым фальсификаторам так хочется затоптать, извратить и оттеснить на обочину мирового процесса. Приуменьшить его заслуги и в конец - вычеркнуть из памяти нынешних поколений, представив сплошь в негативном свете.

Актуальность проблемы столь очевидна, что уместно, перефразировав, напомнить крылатое выражения классика марксизма, где он точно предугадал и образно выразил критичность некоей ситуации, предположив, что: если вчера было рано, а сегодня некогда, то завтра может быть поздно! الله عالم (Аллаху алим) - Но Аллах знает лучше!

Магомед Дадуев,

ветеран труда

1 Президент России В.В. Путин подписал указ (от 26 февраля 2015 года № 99) о праздновании 200-летнего юбилея столицы Чечни – города Грозного. Создан Оргкомитет, в который входят представители федеральных и региональных органов власти.

2 столица древней Алании — средневекового полиэтничного государства на Северном Кавказе, http://encyclopaedia.bid/ https://from-ua.com/obzor-pressi/425328-pohotlivii-kozyol-vsego-sssr-kak-mihail-kalinin-po-balerinam-odil.html

3 Акмолинский Лагерь Жен Изменников Родины – разговорное название крупнейшего женского лагеря, располагавшегося в Акмолинской области республики Казахстан.

4 Подобная топонимическая практика – возвращение к своим корням - естественный мировой процесс. Столице Кыргызстана возвратили название Бишкек; новая столица Казахстана была вновь переименована - в Астана («столица»). На карту России возвратили Тверь, Вятка, Волгоград, Ижевск, Рыбинск, Самару, Сергиев Посад, Екатеринбург, Набережные Челны, Рыбинск, Нижний Новгород и мн.др.

 

 

Угроза № 1

Если провести аналогию, попробовать сравнить значение для развития человеческой цивилизации интернета и связанных с ним гаджетов, в частности: последнее изобретение - электронное средство связи под названием – «айфон» («iPhone»), то его можно сравнить разве что с открытием атомной энергии (развитием атомных технологий), его значение и влияние на развитие и процветание современной человеческой цивилизации. Открытие законов расщепления атомной энергии и ее «усмирение», стало большим броском вперед в развитии всего человечества, в том числе и послужило оружием сдерживания от большой вселенской катастрофы, именуемой «Третьей мировой войной». Однако, развитие атомной энергии и атомных технологий так же таит в себе огромную опасность, так как, если не уметь контролировать эту энергию, то она способна разрушить весь наш цивилизованный и нецивилизованный - хрупкий мир, на благо которого и осваивался этот «мирный атом».

Примеров, свидетельствующих о таящихся в атомной энергии опасности в истории человечества более чем достаточно.  С самого начала изучения процессов расщепления  атома, американцы произвели из него супер разрушительное оружие, и применили против мирных городов Японии: Хиросимы и Нагасаки, в результате которого погибли сотни тысяч человек.  В 90-е годы, прошлого столетия, уже в Советском Союзе, взрыв Чернобыльской АЭС  нанес невосполнимый вред не только нашей стране, но и всему миру.  До сих пор на огромных территориях, вблизи бывшей Чернобыльской  АЭС заражены и там  не проживают люди. Недавно, уже в наше с вами время, мир чуть было не пережил новый удар «мирного атома», во время цунами в Японии, атомная станция Фукусами оказалась в зоне бедствия и чуть было не стала новым Чернобылем.

Интернет - в связке с современными  средствами связи, так же как и ядерная энергия, несет в себе как много положительного  и полезного людям, способствующего развитию современной человеческой цивилизации, так и много отрицательного. Интернет и современные гаджеты способны  не только навредить нашим телам, вызывая болезни нашего организма от чрезмерного излучения, но и даже погубить наши души, на что не способна даже ядерная энергия. 

Если говорить, об уничтожающей силе интернета, достаточно вспомнить, что последние свержения власти в Ираке, Ливии, Египте, Украине, попытка свержения власти в Сирии, после чего весь Ближний Восток был ввергнут в хаос большой войны, произошел благодаря интернету.

Именно с помощью социальных сетей во «всемирной паутине», через  «айфоны», «айпады», агрессивно настроенная молодежь созывалась на  городские «майданы».  После чего, с помощью провокаций проливалась первая кровь, приносилась, так называемая «сакральная жертва», и происходил социальный взрыв.  Наступал тот хаос последствия, которого навсегда изменили наш мир.  

Если говорить, о влиянии интернета на каждого пользователя в отдельности, то помимо ущерба физическому здоровью человека, ослабления зрения, бессонницы, частые стрессы и т.д. Помимо непосредственного влияния на здоровье человека через волновые излучения, интернет несет другую опасность.  Это опасность быть обманутым разного рода мошенниками и аферистами, в том числе и вербовщиками, рекрутирующими через интернет своих сторонников в незаконные вооруженные формирования, типа ИГИЛ (организации запрещенной в России), или в другие экстремистские организации.

Эта последняя опасность влечет за собой более тяжелые последствия.  Так, согласно российскому законодательству, попытка вступить в ряды экстремистских организаций, как и участие в ней влечет за собой уголовную ответственность, вплоть до тюремного заключения  от 8 до 20 лет.   Более того, сама связь с экстремистами посредствам интернет, посещения их сайтов, и даже лайк в «инстаграм» или «фейсбуке», равно как и публикация или перепост экстремистских материалов или экстремисткой символики, это может повлечь за собой уголовную ответственность, которая навсегда перечеркнет судьбу человека и сведет все планы начинающих жизненный путь молодых людей.

Если допустить, что  вербовка пройдет удачно и  человек попадет в ряды НВФ, то его ждет неминуемая смерть, или вечные скитания на чужбине, при этом пострадает не только он, но и все его родственники. 

Семья молодого человека, вовлеченного в ряды НВФ, или «не дай Бог», погибшего на этом пути, понесут не только моральный ущерб, вследствие потери члена семьи, но и могут быть привлечены к уголовной ответственности, а порой против них могут быть применены и обычаи «древней старины» в виде «кровной мести» или «выдворения из селения».  

Это то, что касается вреда физическому здоровью человека, а теперь перейдем к моральному вреду.

Угроза №2

Если говорить о моральном вреде, то нужно обратить внимание пользователей соцсетей и любителей распространять в закрытых группах интимные снимки, о том, что «все тайное, когда - нибудь становится явным», мир облетел уже не один скандал, связанный с общением и публикацией своих интимных селфи в соцсетях должностных лиц, после чего они не только прославились перед всем миром, но и потеряли свои должности. Есть много случаев, когда такие, казалось бы, шалости перешли в серьезные семейные драмы, от разводов до убийств на почве ревности. Я уже не говорю о том, что в сети работают мошенники, которые отыскивают подобного рода материалы, а потом шантажируют их авторов, вымогая деньги или заставляя совершать иные уголовно наказуемые проступки. Они даже умудряются взламывать телефоны и личные архивы, хранящиеся в сети интернет и доставать оттуда интересующую их информацию, так что любителям селфи и общения с лицами противоположного пола, равно как и скрытым гомосексуалистам следует сто раз подумать, нежели доверять свои тайны сети интернет и даже собственному айфону. Кстати говоря, факт того, что айфон периодически несколько раз в сутки снимает своего хозяина, якобы для обеспечения безопасности, и отсылает эти фотографии, в некий головной компьютер, уже не раз становились предметом гласности.  Множество, раз подтверждались  слухи и о том, что этот же «главный компьютер» прослушивает  наши с вами  разговоры и даже может при необходимости вести видеонаблюдение. Так, что не стоит думать, что держа в руках дорогостоящий айфон, вы просто имеете дело с неким безобидным аксессуаром, с помощью которого вы осуществляете связь с нужными людьми. Айфон – это шпион в кармане, осуществляющий за нами неусыпное  наблюдение, что – то вроде  «каротидных клубочков» в теле человека наблюдающих за нашим здоровьем. Только в отличие от Создателя «каротидных клубочков», поместивших их в наши тела, для нашей же пользы,  автор    всевозможных гаджетов и айфона, является человек подстегиваемый страстями, цель которого заработать деньги на наших слабостях и инстинктах.  

 

Угроза № 3

Говоря о страстях, мы приблизились к третьему пункту нашей темы, вреду духовной составляющей человека, который происходит под воздействием соцсетей и айфонов.

Сегодня весь духовный мир, представители как минимум трех авраамических религий, бьют тревогу по поводу разрушительного действия для духа и души человека, который несет интернет и соцсети. В свое время выдающийся деятелей из потомков Адама – Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), говорил, что настанут времена, когда человек днем будет верующим, а ночью станет неверным, ночью уверует, а днем опять выйдет из религии. Ученые богословы, комментирующие это высказывания Пророка Мухаммада (С.а.С.), говорят, что это означает, что люди будут совершать такие поступки, которые будут их выводить из веры, то есть совершать грехи несовместимые с понятиями верующего человека.

Как же это возможно, что днем ты бываешь верующим, а ночью выходишь из веры, ночью ты в вере, а днем вышел из нее?

Давайте поразмыслим над этим! Представьте себе, что вы служащий какого - нибудь офиса или сферы услуг, и все время заняты своей работой, и у вас нет времени на общения в интернете или «лайканья» селфи ваших друзей в инстаграмм. Или же, вы весь день заняты в школе, где запрещено носить гаджеты.  Однако, приходя домой у вас, находится время для общения по интернету, и вы начинаете «лайкать» друзей, заглядывать в публикации противоположного пола, часто интимного характера, тут же «лайкаете» их, считая, что ваши лайки видит только тот кому они обращены. Часто бывает так, что завязывается дружба, и вы начинаете откровенничать в общении с новым знакомым или знакомой, начинаете обсуждать темы, обсуждение которых с лицами противоположного пола не входящих в круг ваших родственников (махрам), запрещены. Зачастую эти общения заходят совсем далеко, да так что вы обмениваетесь фотками интимного характера. Все это начиная с простого, казалось бы, на первый взгляд с безобидного созерцания в дефиле лиц противоположного пола, потихоньку приводит вас к такой грани, переступая через которую вы выходите за пределы вашей религии, то есть совершаете деяния, которые верующий, будучи верующим, совершать не может. Вот и свершается сказанное Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), что человек днем бывает мусульманином (следует во всем велению Господа), а вечером становится неверующим (совершает запретное).

В одном из хадисов Пророка Мухаммада (С.А.С.), сказано, что бы верующие оберегались мелких грехов, так как мы не придаем этим мелочам значение. Однако, эти мелкие грехи подобно песку, который накапливаясь по крупицам, превращается в огромный бархан – гору песка. Так и наши грехи, какими бы маленькими они не казались, способны накапливаться. Одним из накопителей этих грехов является все тот же интернет, входя в который мы ощущаем полную свободу, и считаем, что наши действия никто не наблюдает. Мы начинаем созерцать запретное, посещать сайты знакомств, общаться с замужними и незамужними женщинами, лайкаем фотки которые согласно религии Аллаха запрещено созерцать, то есть потворствуем и приветствуем распространение нечестия, ибо наш лайк поставленный «дамам в неглиже», видя наше одобрение, подстегивает их на новые подвиги.  В итоге весь багаж хороших дел, которые мы накопили за день поклонения Всевышнему (Свят Он и Велик), аннулируется, так как количество лайков запретному превышает то добро, которое мы совершили за день.

То же самое можно отнести и к нашим комментариям, которые мы делаем в соцсетях, открыто под своим именем или тайно под вымышленными именами и прозвищами,  думая, что никто этого не ведает. А ведь Всевышний Аллах видит все!

Часто своими комментариями мы оскорбляем своих оппонентов, исторических личностей, целые народы и религии, а ведь злословие это грех, за который нужно будет отвечать. «Г1ибат» - хула, согласно религии мусульман, считается серьезным грехом, который может препятствовать верующему попасть в Рай, и даже наоборот, может способствовать его ввержению в Ад (да упасет нас Всевышний от этого).

         Согласно религии мусульман, если человека не простит тот, кого он обидел, то в «Судный день», все его благие дела перейдут этому человеку. А представьте себе ситуацию, что вы хулили и оскорбляли целый народ, тогда нужно будет просить весь народ о прощении. Так и получается, что интернет и наши гаджеты таят в себе такую скрытую опасность, о которой мы даже не подозревали.  Он подобно  ядерному взрыву, способен уничтожить все наши благие поступки и начинания,  ввергнуть  нас в адский пламень (да упасет нас Аллах).

В одном из хадисов пророка сказано, что с появлением Даджала – антихриста, в мире распространится большая смута, и что Даджал, то - бишь антихрист войдет в каждый дом. А ведь антихрист не Бог, и он не может войти в каждый дом, ко  всему человечеству, как бы он не старался! Если поразмыслить над этими строками, то получается, что он войдет в дом через наши с вами гаджеты, айфоны, айпады, компьютеры и т.д. Более того, он уже рядом с нами и контролирует все наши дела, высказывания и действия. Осталось только подождать пока изобретут новый айфон который будет читать наши мысли.

Я не призываю сегодня избавляться от современных технологий, а лишь хочу предупредить о той опасности, которая она несет. Навредит нам айфон или поможет в жизни, это уже зависит от нас, от того как мы сможем контролировать заложенный в нем огромный потенциал, силу, которая подобно ядерной энергии может служить человечеству, если ее контролировать и грамотно «эксплуатировать», а может и уничтожить все живое, если оставить ее без контроля.

Ислам Сайдаев

 Чеченский омбудсмен считает, что необходимым условием эффективной деятельности института уполномоченного по правам человека в регионах является его независимость.

  «Независим и неподотчетен» - таким, по мнению чеченского омбудсмена, должен быть институт уполномоченного по правам человека в субъектах России. За укрепление и расширение полномочий государственного института защиты прав человека в регионах выступил на прошедшем 25 июля 2017 года заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека в Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев.

 Напомним, что заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека в Российской Федерации под председательством федерального омбудсмена Татьяны Москальковой проходил во Владимире с 25 по 26 июля 2017 года. Основная тема заседания: «Защита прав человека на благоприятную окружающую среду». Также, кроме вопросов экологии участники заседания обсудили законопроект, регулирующий деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

 Так как речь шла о правовой базе, которая призвана окончательно закрепить институт уполномоченного по правам человека в российском обществе, проект федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» вызвал широкую дискуссию среди участников мероприятия.

По мнению чеченского омбудсмена, чрезвычайно важно принять закон максимально совершенным с юридической точки зрения, что требует отточенной стилистики.

-Необходимость принятия федерального закона о региональных уполномоченных назревала уже давно. И надо отметить, что без инициативы Уполномоченного по правам человека в России Татьяны Николаевны Москальковой этот вопрос   не скоро сдвинулся бы с мертвой точки. Будучи заслуженным юристом России, а в недавнем прошлом и депутатом Государственной думы, она как никто другой понимает, что только совершенная правовая база позволит закрепить институт уполномоченного по правам человека в российском обществе. Естественно, при разработке проекта закона необходимо исходить из сущности, предназначения, специфики института уполномоченного по правам человека. Его задачей является не только защита прав человека, но и в способствовании развитию этой идеи. А это, без сомнений, вопрос суверенитета страны в мировоззренческом плане, а как следствие – государственного. Ведь всем уже ясна необходимость нового осмысления этой идеи. В этом вопросе мы не имеем права быть ведомыми, - отметил Нурди Нухажиев.

 Уполномоченный по правам человека в ЧР считает, что для эффективной деятельности института государственной правозащиты – он должен быть независим и неподотчётен. Также чеченский омбудсмен предложил законодательно закрепить неприкосновенность уполномоченного и наделить его правом законодательной инициативы.

- Необходимым условием, чтобы институт уполномоченного по правам человека соответствовал своему предназначению, является его независимость. Не декларативная, а действительная, обеспеченная юридически, финансово. Мы предложили применить в проекте закона словосочетание «независим и неподотчетен», потому что в нём важно каждое слово и его звучание. Юридическая независимость уполномоченного становится мнимой без финансовой независимости, без наполнения понятия «неподотчетен» реальным содержанием. Какая это независимость, если контролирующие органы без конца могут проверять деятельность уполномоченного? Дело доходит иногда до казуса, когда в одно и то же время проверку осуществляют два контрольных органа. В такой ситуации выполнять свою функцию институту уполномоченного крайне сложно. Совершенствование законодательства также важная часть деятельности уполномоченного по правам человека. И опять-таки, исходя из опыта, убежден в необходимости наделить уполномоченного правом законодательной инициативы. Без такого права совершенствование законодательства очень трудная задача,- отметил Нурди Нухажиев.

Чеченский омбудсмен при обсуждении законопроекта предложил обратить внимание на Модельный закон о статусе уполномоченного по правам человека, принятый на 24 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ под председательством РФ. Нурди Нухажиев считает, что данный модельный закон, по содержанию и по юридическим формулировкам является наиболее оптимальным и мог бы быть взят за основу для проекта закона об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

 Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР

Календарь событий

ПОМНИМ!

РУКОВОДСТВО