Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 17 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

May 24
Mo Tu We Th Fr Sa Su
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2


В этой публикации нам часто придется соединять слова «некоммерческие организации» и слово «эффективность». Сочетание, по всей видимости, не очень популярное именно в силу главного фактора: всякая деятельность, и НКО особенно, просто обязана быть эффективной. В противном случае – в случае неэффективности работы общественной организации - смысл ее работы теряется и приходит в противоречие с самим уставом и смыслом существования данной общественной организации или объединения.

Вместе с тем, невозможно, вероятно, подсчитать в рублях или в валюте, какой «доход» или продукцию дала та или иная общественная организация. Но, согласитесь, для гражданина, которого мы привычно называем рядовым или простым, всегда будет оставаться мерой эффективности деятельности НКО  его защищенные права на труд, медицинские услуги, образование, справедливое распределение социальных услуг, в конце концов, на понимание и поддержку в органах исполнительной власти. С этих позиций и будет освещено очередное заседание совета Общественной палаты ЧР, состоявшееся 29 апреля т.г.

Согласно повестке сегодняшнего заседания совета Палаты, на обсуждение вынесены два вопроса, главным из которых и стал первый пункт: «Об участии некоммерческих неправительственных организаций республики в конкурсах на получение президентских грантов в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17. 01. 2014 г.»

Слово для анализа состояния дел в сфере деятельности республиканских НКО и доклада по этому вопросу предоставляется члену Палаты, председателю постоянной комиссии Палаты по вопросам гражданского общества и внешним связям С.Умалатову.

Характеризуя НКО Чеченской Республики, докладчик обратил внимание на такое обстоятельство:

- На начало 2013 года по данным Минюста ЧР в республике зарегистрирована 831 общественная организация. Ряд НКО упразднен, некоторые из них исчерпали свой ресурс и находились в фазе бездействия, уставные цели других потеряли свою актуальность, некоторые изначально были созданы лишь формально. Однако обеспокоенность вызывает то, что есть и такие НКО, которые прекратили свою деятельность из-за отсутствия финансовой поддержки.

Этот пункт, эта причина прекращения деятельности НКО или их не эффективной работы и вызывает обеспокоенность членов Общественной палаты ЧР. На выработку рекомендаций в разрешении этого противоречия в деятельности НКО и направлено сегодняшнее обсуждение.

Продолжая анализ состояния работы республиканских НКО, С. Умалатов напомнил, что ряд значимых изменений претерпело законодательство, регулирующее деятельность третьего сектора. В этом плане заслуживает внимания тот факт, что Законом № 383 – ФЗ расширены цели благотворительной деятельности в части формирования и использования капитала организаций, Закон № 235 – ФЗ устранил неравенства в налогообложении услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, развивается законодательство о целевых капиталах. Он также отметил:

- Анализ становления и развития в республике неправительственного сектора, проведенный Общественной палатой ЧР, позволяет сделать вывод, что некоммерческие организации играют все возрастающую роль в процессах демократических преобразований, развития гражданской активности. …В деятельности ряда НКО утвердилась практика обсуждения широкого круга вопросов социального характера, создания и эффективного использования площадок диалога «Власть и общество».

В этом плане в числе эффективно действующих С.Умалатов назвал ряд НКО, активно взаимодействующих с органами исполнительной и законодательной власти, а также с Общественной палатой республики. Вместе с тем, как отметил докладчик, «акцент внимания правозащитных организаций сместился на правовое просвещение граждан, особенно молодежи. Однако, подчеркнул С. Умалатов, потенциал НКО используется все еще недостаточно, особенно в сфере здравоохранения, образования. И здесь необходимо, как считает С.Умалатов, налаживание постоянного и конструктивного взаимодействия НКО с Палатой. От этого, как уверены члены Палаты республики, будет зависеть качество и объем  оказываемой третьему сектору государственной грантовой поддержки, целью которой и является проведение различных конкурсов на федеральном и республиканском уровне и которой, как заявляет ряд руководителей НКО, лишены неправительственные организации. К примеру, как уточнил докладчик, в истекшем 2013 году грантовая поддержка оказана всего лишь трем общественным организациям Чеченской Республики. Этого, конечно, совершенно не достаточно для успешной, заинтересованной в результатах и эффективной деятельности неправительственных объединений, роль которых в становлении правовых отношений в обществе все возрастает.

В резолютивной части доклада отдельной строкой выделены те моменты, которые характеризуют причины неэффективной деятельности республиканского третьего сектора. В их числе, как подчеркнул С.Умалатов, в течение ряда лет сохраняются следующие позиции:

- Немало организаций приостановили деятельность из-за нехватки средств на осуществление задуманного. Другие не смогли предъявить конкурентоспособный социально значимый  проект. А результаты анкетирования показывают, что требуются конструктивные меры на уровне государственной политики в отношении НКО. В этой части надо отметить и то, что «не возобновлена система грантов на уровне региона, не применяются муниципальные гранты, вследствие чего не на должном уровне обеспечивается финансово-экономическая база для проведения региональных конкурсов социальных инициатив».

Для некоммерческих же организаций ЧР отличительной особенностью является факт неэффективного использования « возможностей участия в конкурсах на грантовую поддержку на федеральном уровне». И это происходит тогда, «как список операторов грантов значительно расширился, грантораспределителями выступает целый круг учреждений и институтов гражданского общества. В частности, в текущем году операторами грантов выступают семь организаций, а на сайте Общественной палаты ЧР размещена вся информация о предоставлении грантов, об участии в конкурсах на получение грантов», - подчеркнул С.Умалатов. Общий вывод, который делает докладчик, заключается в том, что « в сфере деятельности республиканских НКО движение к развитию есть, но весьма слабое».

В дополнение к прозвучавшей информации заместитель руководителя аппарата Палаты М.Муцаев отметил, что «не все НКО республики имеют собственный электронный адрес. Существует спрос на межрегиональные проекты, предусматривающие взаимосвязанный между разными или соседними регионами подход к решению целого ряда социальных или правозащитных проблем, - подчеркнул М.Муцаев.

Руководитель РОО «Институт гражданского содействия» С-Э.Джабраилов высказался за конструктивное взаимодействие третьего сектора с органами исполнительной власти в противовес достаточно часто звучащей, но безосновательной критике действий отдельных представителей властных структур. «Для эффективной работы общественной организации», - считает С-Э.Джабраилов, - «на данном этапе взаимодействие с органами власти необходимо, ибо оно позволяет избежать непродуманных шагов в определении целей и задач работы».

Того же мнения придерживается и член Палаты И.Базаев, отметивший, что «не согласованность действий и задач деятельности с органами власти предопределяет неэффективность работы многих НКО». И в этом смысле показателен приведенный им пример, когда законодательное собрание Волгоградской области вышло с инициативой поддержки НКО к Минэкономразвития, предложение было поддержано, в итоге грантовую поддержку получили более десятка общественных организаций региона».

Заслуживает пристального внимания высказанная заместителем Общественной палаты республики, членом Общественной палаты РФ М.Хаджимурадовым:

- В рамках работы Палаты необходимо и целесообразно создание постоянно действующей экспертной группы или комиссии по оценке социально ориентированных проектов, - сказал он. – Оцененный исходя из социальных предпосылок и состоявшихся социально-экономических условий региона проект нетрудно продвинуть и защитить на федеральном уровне. Однако не увязанный с социальными показателями и нуждами населения проект, лишь декларирующий благие намерения, не будет обеспечен грантовой поддержкой. И этот факт впоследствии не должен смущать кого-либо или приводить в негодование, - подчеркнул М.Хаджимурадов.

В работе совета Платы участвуют представители Минэкономразвития ЧР – начальник отдела по взаимодействию с НКО  С. Газмагомаев и главный специалист того же отдела З.Арсемиков. Выступая с уточнением позиций и дополнительной информацией, С.Газмагомаев отметил, что представляемое им ведомство определено как полномочный орган по ведению реестра НКО и главный орган грантовой поддержки третьего сектора:

- На нашем сайте размещена вся информация о порядке государственной грантовой поддержки общественных организаций,  нормативные документы, определяющие порядок участия в конкурсах. Кроме того, на стадии подготовки находится программа поддержки НКО, которая предполагает софинансирование заслуживающих внимания проектов из республиканского и федерального бюджетов. Соотношение финансовых ресурсов предполагает выделение из федерального бюджета 95% сумм, а из республиканского – 5%. Одно это говорит, - отметил он, - о внимании к деятельности НКО на федеральном уровне.

Резюмируя высказанные мнения, председатель Палаты Г.К-С.Батаев сформулировал следующие выводы. И их смысл небезоснователен, ибо строго объективен:

- Несмотря на достаточно долгий срок деятельности республиканских НКО, многие, как убеждает практика, не имеют необходимого опыта работы. Любой проект, подготовленный общественной организацией и претендующий на грантовую поддержку,  должен быть направлен на решение значимой социальной проблемы, тогда как во многих проектах задачи формулируются расплывчато, на неопределенную перспективу и без учета реальных возможностей организации. Поэтому предлагаю широко информировать республиканские НКО о методике составления социально ориентированных  проектов, одобрить создание в рамках Общественной палаты экспертной группы и в дальнейшем представлять на обеспечение грантовой поддержкой одобренные данной комиссией проекты.

Остается добавить, что дело за теми НКО, которые желают принести реально ощутимую пользу региону в результате своей практической работы, а не показного декларирования.

Ко всему сказанному надо добавить такой характерный штрих: из приглашенных на сегодняшнее заседание совета Палаты руководителей республиканских общественных организаций в работе заседания участвовали лишь несколько человек. Это: М.Эжиев («Правозащитный центр ЧР»), М.Дунаев (ЧРО «Всероссийский союз молодежи»), А.Халидова и  З.Мунаева («ЧРОО «Возрождение»). Уже одно это свидетельствует о настоящем, а не мнимом интересе некоторых НКО к своей собственной работе.

И в этом плане, как еще раз отметил Г.К-С.Батаев, «необходимость самого широкого обсуждения проблем конструктивного взаимодействия с органами исполнительной власти и обмена мнениями, опытом работы руководителей НКО во имя полноценного участия в решении социальных вопросов общества сохраняется во всей остроте».

Добавим к этому, что грант – не самоцель, а лишь необходимый инструмент и средство для решения уставных задач, направленных на улучшение социального самочувствия человека во взаимодействии, кстати, с органами исполнительной и законодательной властей. Поэтому активность руководителей или представителей третьего сектора, соединенная с позицией ответственности, и будет означать эффективную работу возглавляемых ими общественных организаций. Всякий конкурс – это соревнование. И в этом соревновании важно не количество выпущенных пуль - проведенных мероприятий или акций, а число попаданий – удачно и реально составленных проектов. И, занимаясь общественной деятельностью, на которую представители третьего сектора сами себя назначили, надо помнить не только об уставе организации, но и о методике и средствах достижения заявленной цели.

 

Пресс-служба

Общественной палаты ЧР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОМНИМ!

Календарь событий

100 ЛЕТ

РУКОВОДСТВО