Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние  на общественное сознание населения, прежде всего молодежи. Снизились воспитательное воздействие  российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования толерантности, патриотизма. Существенно обострился национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм, религиозный экстремизм. Равнодушие, эгоизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и друг к другу стали приметами современного   общества.

Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

           Деструктивными силами используется  молодежь для дестабилизации обстановки на Кавказе. Молодежь в регионе стала не только объектом, но и субъектом дестабилизации.

          В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 14 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос –«почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать»?

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. В педагогических источниках под «духовностью» - понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время. Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.

           Если судить о понятии «нравственность», она представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Как видно, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».

В Чеченской республике органами государственной, законодательной власти и общественными объединениями проводилась работа с молодежью не системно, порой дублировалась в одних и тех же учебных заведениях, что было естественно не эффективно. В связи с последними современными вызовами надо было выступить против насаждаемой деструктивными силами, лже-идеологами, направленной против целостности нашей страны и выступить всем единым фронтом.

         Из выступления  Главы Чеченской Республики, Героя России  Р.А. Кадырова на мероприятие приуроченного к 3 (трех) - летию со дня утверждения Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики.

         «Ровно 3 года назад мною было поручено разработать Единую Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики, которая позволила бы систематизировать и усовершенствовать воспитательную и просветительскую работу с молодежью. Как мы знаем, в предыдущий период, данная работа проводилась каждым исполнителем на свое усмотрение и без должной координации и соответствующей оценки результатов.

         14 февраля 2013 года был утвержден проект Концепции, разработанный департаментом по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики совместно  с  ведущими богословами, лучшими специалистами министерств и ведомств, общественных объединений, учеными и представителями творческой интеллигенции республики.

          Уникальность данного документа состоит в том, что он вобрал в себя ценности религиозных учений,  истинного гражданского патриотизма и традиций нашего народа, то есть все, что позволит воспитать нам образованное и высоконравственное поколение.

          В рамках реализации Концепции в нашем регионе проводится масштабная работа охватывающая все сферы и социальные категории нашего общества. Ежеквартально разрабатываемые планы направлены на борьбу с такими вызовами, как наркомания, международный терроризм, пагубное влияние западной массовой культуры и пропаганда либерал – предателей.

         Министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления, вузами и общественными и религиозными организациями проводится огромная работа, в общей сложности, за весь период проведено свыше 59 тысяч мероприятий.

        Результатами проделанной работы можно назвать сокращение числа лиц, вступающих в ряды НВФ, в том числе в террористическую группировку «Иблисское государство». Уменьшение числа пропусков занятий учащимися школ республики, а также искоренение ранних браков.     

        Однако, перед нами стоят еще много задач, которые необходимо решить. Одними, из которых являются: распространение нашими жителями ложной и провокационной информации, влияние ваххабитских идеологов, проживающих в других регионах России.

         Хочется подчеркнуть, что недопустимо формальное выполнение задач по реализации Концепции, необходимо подходить к данной работе со всей ответственностью.                                 

Спасибо за внимание!»…

 

Разработчики Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения на ступени начального общего образования возлагают большие надежды на возрождение в воспитании  традиционных национальных ценностей, которые формируют духовно – нравственное развитие личности ребенка в контексте национального воспитательного идеала – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,  принимающий судьбу Отечества как  свою личную, осознающий ответственность за настоящее, будущее своей страны,  укорененный в духовных и культурных традициях многонациональных народов РФ

К работе направленной на духовно-нравственное воспитание и популяризацию традиционных духовных ценностей народов Чеченской Республики, активно привлекаются общественные советы по обеспечению прав человека и Советы старейшин, созданные в соответствии с Указом Президента Чеченской Республики от 6 декабря 2007 г. N 451 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике», куда входят общественные и религиозные деятели. С участием отмеченных Советов проводятся мероприятия по профилактике предотвращения приобщения молодежи в экстремистские группировки и радикальные течения.

         Успешно осуществляет свою деятельность Общественная палата Чеченской Республики, которая играет одну из ключевых ролей в укреплении конструктивного диалога и взаимодействия органов власти с общественным сектором, установлении и развитии толерантности в обществе, вносит большой вклад в развитие гражданских правовых отношений.

 Национальный танец «Лезгинка», символизирующий культуры  народов Кавказа, покоривший своей красотой весь мир, к сожалению, стал предметом негативного обсуждения на столь высоких площадках.

         Конечно же, общество осуждает те единичные хулиганские поступки представителей республик Кавказа выражающиеся в эмоциональных танцах в общественных местах, тем самым вызывая недовольство у местного населения ко всем жителям Кавказа. Если такие факты имеют место быть, то это вопрос к правоохранительным органам, а у нас он почему-то политизируется. И такие незначительные факты не являются правильными и объединяющими… Народы России как никогда объединены национальной идеей, вокруг своего Президента. Молодежь СКФО патриоты своей страны, были, есть и будут в авангарде нашей великой РОДИНЫ.

           Необходимо в отношении северокавказских  республик проводить грамотную межнациональную и межконфессиональную политику.

          Достижение этого предполагает огромную целенаправленную работу с молодежью. Основными направлениями этой работы в духовной сфере, на мой взгляд, должны стать:

             - формирование идеи духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия с учетом традиций и обычаев кавказских народов;

             -  направление усилий на сохранение и развитие самобытных культурных традиций народов проживающих в регионе;

             - культивирование идеи «доброго партнерства» между городами          Северного Кавказа.

Базовые национальные ценности:

         Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

При систематизации  базовых национальных ценностей  необходимо учитывать не только области общественных отношений деятельности и сознания – категорию наднациональную, но и  отражающую своеобразие и глубину  национальной этнической ментальности, принципы отношения человека к миру в целом – категорию национальную.  Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно-определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией.       Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

Председатель комиссии по вопросам молодежной политики, физической культуры и спорта Общественной палаты ЧР,

Председатель правления Ассоциации общественных объединений ЧР Муса Дунаев

ПОМНИМ!

Календарь событий

100 ЛЕТ

РУКОВОДСТВО