Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы очень ценим культуру грузинского народа, с которым всегда дружили и поддерживали братские отношения.

Р.А. Кадыров, 29 декабря 2014 г.

РИА ФедералПресс.

 

Текущим летом произошло два события, на первый взгляд, не связанных друг с другом, однако имеющих глубинную историко-культурную перспективу: вышла очередная книга известного писателя, историка Саид-Хамзата Нунуева «Древний край Нахистан» и буквально недавно учредили Комитет грузино-чеченской дружбы. А объединяет эти события то, что в книге С-Х. Нунуева много внимания уделено закавказскому прошлому нашего народа, а для названного общества главный приоритет – это, естественно, сохранение и углубление контактов с грузинскими братьями по крови.

Вначале об информации в замечательной книге С-Х. Нунуева, в которой автор приводит удивительно интересные факты и народныя предания из далёкой истории вайнахо-грузинских взаимовлияний. О военно-политических и социально-бытовых связях – общности исторического пути наших народов. Под названием «Нахистан» автор объединяет все земли, где с древних и древнейших времён проживали наши далёкие предки. В частности, он отмечает: «В раннее средневековье и на рубеже новой эры нашими прямыми предками были аланы, цанары, дзурдзуки, глигвы, матиены, таргамосиане, нахчматьяне, эры, гергеры. Нахами были, по утверждению самих грузинских учёных, огрузинившиеся со временем двалы, пшавы, сваны, тушины, хевсуры. В более глубокой древности – алародии (урарты, нахарары), хурриты, миттанийцы (нахирийцы), шумеры.

Сенсационное сообщение о тесной связи древних нахов с закавказскими и переднеазиатскими цивилизациями было сделано в середине шестидесятых годов выдающимся кавказоведом, профессором, лауреатом Ленинской премии Евгением Ивановичем Крупновым, – отмечает Нунуев, – и цитирует его: «…С изучением прошлого многонационального Кавказа связывается и проблема этногенеза определённого круга древних и самобытных народов, образующих особую языковую группу (так называемую иберийско-кавказскую семью языков). Как известно, она резко отлична от всех других языковых семей мира и оказалась связанной с древнейшими народами Передней и Малой Азии ещё до выступления на историческую арену индоевропейских, тюркских и угро-финских народов».

Чеченцы относятся к нахско-дагестанской языковой группе, в свою очередь, примыкающей к иберийско-кавказской, то есть являются автохтонами Кавказа. В нахскую группу, рассматриваемую частью учёных как отдельное звено, входят чеченцы, ингуши и бацбийцы (цова-тушины).

На рубеже новой эры в Закавказье, на территории Восточной Грузии, проживали нахские племена дзурдзуков (дурдзуков), широко известные в древних грузинских летописях «Картлис Цховреба» («Житие Грузин»). Согласно преданий, племена дзурдзуков были настолько влиятельны, что цари Картлии (восточной Грузии) считали за честь породниться с ними. Так, грузинский эристави (князь) Фарнаваз (III-II век до н.э.), как сказано в летописи, женившись на женщине из дзурдзуков, «обезопасил себя от всех врагов и стал царём над всей Картлией и Эгриси». Комментируя этот факт, грузинский учёный Абрам Шавхелишвили пишет, что это бесспорно указывает, что «…вайнахи имели в глубоком прошлом большое значение даже для такого сильного государства, каким была тогда Грузия».

В грузинских источниках относящийся к вайнахам этноним ДУРДЗУК впервые обнаруживается в «Сообщениях Григория Просветителя», датируемых IV веком новой эры. Оригинал указанного произведения не сохранился и это имя известно лишь в арабском переводе IX века, в котором интересующий нас этноним передан в форме «Д-Р-З-К-Й-Т». В собственно арабских сочинениях (сообщение Факих-Хамадани о стране Дзурдзукии, в которой находится множество крепостей, «каждая из которых – укреплённый замок»), название дзурдзуков появляется с X века. (Возможно, как полагает Нунуев, от сур дукъ – «войска хребет». Ср: хен сур – «стражи войска», от чего вероятно и грузинское название вайнахских горцев – хевсуры).

Можно предположить, что позже часть нахских племён расселилась в ущельях северного склона Большого Кавказского хребта, а другая часть осталась жить в Закавказье. Со слов академика И. Джавахишвили, в наше время «хевсуры, пшавы, сваны, двалы и некоторые другие представляются грунизированными племенами нахского народа», то есть оставшиеся в Грузии дзурдзуки в течение двух тысяч лет постепенно подверглись процессу ассимиляции, за исключением бацбийцев (цова-тушин).

Факт проживания нахских народов в Закавказье в доисторические времена находит подтверждение в работах ряда крупных специалистов – археологов, антропологов, историков.

Процесс взаимного проникновения нахов в Грузию и грузин на новую родину чеченцев и ингушей не прекращался практически никогда. Об этом пишет А.И. Шавхелишвили в работе «Из историй взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами», а также профессор Ю.Д. Дешериев в своём известном труде «Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов» (Грозный, 1963 г.).

На тесные экономические, культурные и политические связи между Грузией и Нахистаном в течение двух последних тысячелетий указывали авторы разных времён. В их числе - Леонти Мровели («История Грузии»), Вахушти Багратиони («Описание грузинского царства»), Мари Броссе («История Грузии»), А. Генко («Из культурного прошлого ингушей»), И.А. Джавахишвили («История грузинского народа»), В. Гамрекели («О племени двалов») и другие.

Нахистан соединяли с Грузией такие известные проходы через горы как Дарьяльский, Хуландойский, Аргунский. В настоящее время в Ахметовском районе Грузии живут такие вайнахские тайпы как майстинцы, мелхистинцы, терлоецы, хилдехароевцы, дишнинцы, нашхоевцы, аккинцы, фяппинцы, джераховцы. Этническая граница между местами проживания чечено-ингушских племён и Грузией проходит по линии от Башламского узла на стыке границ Дагестана, Чечни и Грузии до гор Тебулос-мта (Тюлой-лам) и Диклос-мта (Доко-Лам), истоков Ассы и до гор в районе Сиони в верхней части течения реки Терек.

Хуландойский проход ведёт в Тушети, на Парсму, а Аргунский проход – на Хевсурию, в Панкисское ущелье. Самый главный проход – Дарьяльский, здесь проложена Военно-Грузинская дорога. Она, в свою очередь, соединяется со всеми основными транспортными магистралями Грузии. Дарьяльский проход в раннем средневековье связывал вайнахов с грузинами при совместном отпоре арабских завоевателей. К примеру, совместными усилиями было отражено нападение в 736-738 гг. полчищ Мервана ибн-Мухаммеда.

О тесных культурных, духовных связях вайнахов с грузинами говорят такие факты, как строительство в Нахистане грузинскими миссионерами христианских храмов, один из которых – Тхаба-Ерды – сохранился в горах Ингушетии до наших дней.

Известны также древние поселения нахов на территории Грузии (Тушети) такие – Хисо, Дикло, Чиго, Чешо, Чонтио, Парема. К сожалению, от многих в наши дни сохранились только каменные развалины.

В данном контексте Нунуев далее вновь цитирует профессора Ю. Дешериева: «Алазанские горы, Панкисское ущелье – огромная живописная котловина, – окружённая зелёными склонами гор, служащими прекрасными альпийскими пастбищами». Над котловиной возвышается гора Борбало (круглая гора), у подножья которой озеро Аум. Оттуда берут своё начало реки Алазань, Риони, Аргун. Река Аргун, берущая начало в Грузии, протекает по всей южной Чечне через множество сёл, словно соединяя между собой нахов, испокон веков проживающих на южных и северных склонах Большого Кавказского хребта. Во время последних событий, связанных с боевыми действиями в Чечне, в Панкисское ущелье перебрались до двадцати тысяч беженцев, где были приняты родственными племенами по-братски.

Итак, дурдзуки (вайнахи) являлись в те времена (более двух тысяч лет назад) «половиной рода Кавкасианов», то есть сообщества племён и народов, живших, как указывается в «Картлис цховреба», по обе стороны Кавказского хребта.

Общий родоначальник нахов, Кавкас, возводится древними грузинскими летописями к пророку Ною: сын Ноя – Яфет; сын Яфета – Таршис; сын Таршиса – Та ргамос; сын Таргамоса – Кавкас. Вайнахи (дурдзуки) являются самыми знаменитыми потомками Кавкаса. Как отмечается в «Картлис цховреба, «над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета» и что «Дурдзук был самым знаменитым среди сынов Кавкаса». Получается, между Ноем и Дурдзуком лежит четыре поколения этнархов (патриархов, основоположников и правителей этноса), а между нахами, родоначальником которых в «Картлис цховреба» назван Кавкас, и Ноем лежат всего три поколения: Яфет, Таршис и Таргамос. Таргамос упоминается в Библии, в так называемой «Таблице народов», являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (см. «Бытие», гл. 10. ст. 3). Правда, в Библии имя этого персонажа звучит как Торгама.

Чеченцы в этногенетических легендах объясняют название Нохчи (Нахче) как «община Ноя», «народ Ноя». Учитывая, что имя пророка Ноя (мир ему) в древнееврейском оригинале Библии звучало как Ноах, а в Коране – Нух, а также то обстоятельство, что компонент «чи», по мнению учёных (например, немецкого лингвиста Дирра и академика Марра) есть старое яфетическое слово в значении «человек», «люди», эта «народная этимология» чеченцев имеет под собой серьёзные основания.

Из российских дореволюционных авторов о происхождении вайнахов с удивительной научной прозорливостью ещё в 1913 году писал Константин Михайлович Туманов в своей книге «О доисторическом языке Закавказья», изданной в Тифлисе. Проанализировав многочисленные материалы в области языка, топонимии, письменные источники и предания, автор пришёл к выводу, что ещё до выступления на историческую арену нынешних закавказских народов, здесь широко были расселены предки чеченцев и ингушей. Туманов ещё тогда предположил, что знаменитые «ванские надписи» — урартские клинописные тексты — сделаны предками вайнахов. Это предположение в последующем полностью подтвердилось. У учёных сегодня не вызывает сомнения, что из всех известных языков мира ближе всех к урарто-хурритскому стоит язык современных чеченцев.

В книге Нунуева говорится и об отважных закавказских предках вайнахов – цанарах. Здесь он цитирует историка Хасана Бакаева о том, «…цанары относятся к тем народам, чья роль в истории Кавказа настолько основательно забыта, что о них знает лишь узкий круг учёных-специалистов, занимающихся древними летописями. О цанарах не упоминают учебники по истории, о них не пишут научные монографии, о них нет ни картин, ни фильмов, ни художественных книг. Весьма короток и перечень статей, в которых в связи с различными историческими событиями на Кавказе упоминаются цанары.

Однако их именем полны средневековые и ещё более древние хроники греков, римлян, армян, грузин и арабов. Цанары произвели неизгладимое впечатление на своих современников. Арабские и армянские средневековые авторы пытались доказать родство своих народов с цанарами, к их названию добавляли почтительный эпитет «храбрые горцы», к ним обращались за помощью цари и вельможи сопредельных государств.

Этот народ предан забвению, но он не исчез. В Кахетии до сих пор живут их огрузинившиеся потомки — мохевцы. В Ингушетии — клан Мальсаговых и в Чечне — тайп ЧIантий, — прямые потомки цанаров, одной их самых славных частей вайнахского круга племён и народов.

Зимой 853 года цанары совершили самое великое деяние в своей истории. На южных склонах Большого Кавказа, у горловины Дарьяльского ущелья, они сначала остановили и затем наголову разбили 120 тысячную армию Багдадского халифа, вторгшуюся в Закавказье» (Х.З. Бакаев, «Забытая война забытого народа»).

Грузинские учёные знают, что цанары, эры, дзурдзуки, таргимосиане и множество других горских племён были предками вайнахов, и это – ещё одна причина братских вайнахско-грузинских взаимоотношений. Истоки духовного единения народов, которые невозможно забыть.

Создание Комитета чечено-грузинской дружбы в современных геополитических реалиях является разумным и гуманистически мотивированным решением, которое, на мой взгляд, будет с одобрением воспринято общественностью обоих регионов, так как способствует реанимации общественной памяти о наших общих предках; расширяет горизонт диалога на уровне гражданского общества; стимулирует восстановление близкородственных связей, безжалостно разорванные прежним руководством Грузии, которые запамятовали слова великого Шота Руставели: «Кто в беде покинул друга, сам узнает горечь бед».

Разумеется, создание упомянутой ячейки дружбы – это начало большого и тернистого пути, требующего и личного мужества, ответственности, громадного напряжения сил, мобилизации представителей разных сфер деятельности, бережного отношения к этой деликатной миссии, которая (очень на это надеюсь) в перспективе приведёт к полноценному восстановлению российско-грузинских отношений в целях достижения мира и стабильности на южных рубежах России и во имя будущих поколений.

Магомед Дадуев, к.полит.н.;

председатель постоянной Комиссии Общественной палаты ЧР по вопросам образования, науки и культуры

www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-информ" 

ПОМНИМ!

Календарь событий

100 ЛЕТ

РУКОВОДСТВО